Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Ахметовой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Ионовой Светланы Геннадьевны на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении иска Нижнекамской городской Татарской Республиканской организации общественной организации - Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, в интересах Ионовой Светланы Геннадьевны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения N 71" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о признании решения руководителя не законным, возложении обязанности пересмотреть и установить должностной оклад, произвести пересчет и компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Маниховой Ф.Я, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нижнекамская городская Татарская Республиканская организация общественной организации - Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации обратилась в суд с иском в интересах Ионовой С.Г. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению (МБОУ) для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения N 71" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о признании решения руководителя не законным, возложении обязанности пересмотреть и установить должностной оклад, произвести пересчет и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что Ионова С.Г. является членом профсоюза первичной профсоюзной организации работников МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения N 71" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, состоящей на профсоюзном учете в профсоюзе образования города Нижнекамска. В сентябре 2017 года работодателем установлен должностной оклад Ионовой С.Г. в размере 30 207 рублей 65 копеек, что составило 70% от должностного оклада руководителя. На момент заключения соглашения истцу не был известен ни размер должностного оклада руководителя, ни размер установленных должностных окладов второго заместителя директора, главного бухгалтера, а также критериев, которыми руководствовался руководитель при установлении размера должностного оклада истцу в размере 70%, а именно минимально возможном размере должностного оклада. На момент установления должностного оклада Ионовой С.Г. у нее было высшее образование и стаж работы в занимаемой должности более пяти лет, нареканий и взысканий в своей работе она не имела.
Не владея информацией о размере должностного оклада руководителя, истец никак не могла знать о правильности установления ей размера должностного оклада. В ноябре 2018 года, в день окончательного расчета за отработанный месяц - октябрь ? истцу стал известен факт установления в отношении нее в сентябре 2017 года должностного оклада в размере 70%, в то время как второму заместителю директора и главному бухгалтеру должностной оклад был установлен в размере 90%. На момент установления должностного оклада истцу в организации, согласно штатному расписанию на 1 сентября 2017 года, имеются две штатных единицы заместителя директора и одна штатная единица главного бухгалтера. С момента начала работы в данном учреждении истец является членом профсоюза. Мотивированного мнения первичной профсоюзной организации, решения комиссии, протокола комиссии по установлению должностных окладов работникам, распорядительного документа, согласованного с представителем профсоюзной организации, никакого иного распорядительного документа об установлении должностного оклада истцу в размере 70% от должностного оклада руководителем предоставлено не было.
Приказом N... от "дата" в отношении Ионовой С.Г. установлен должностной оклад в размере 80% от должностного оклада руководителя, в таком же размере, как и другому заместителю директора и главному бухгалтеру, из чего следует, что руководитель признает, что работники осуществляют трудовые функции равной ценности в одной образовательной организации и, соответственно, могут претендовать на установление одинаковых должностных окладов. 13 декабря 2018 года истец обратилась с письменным заявлением к руководителю с просьбой о пересмотре размера установленного ей в сентябре 2017 года должностного оклада и установлении его на уровне должностного оклада второго заместителя директора, должностного оклада главного бухгалтера, а также о перерасчете невыплаченной ей, в связи с неправильным установлением размера должностного оклада, заработной платы, начиная с сентября 2017 года, 11 января 2019 года руководителем ей вручен отказ в удовлетворении заявления.
На основании изложенного истец просил признать решения руководителя МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения N 71" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об установлении должностного оклада С.Г. Ионовой в размере 70% от должностного оклада руководителя в сентябре 2017 года незаконным, обязать пересмотреть размер установленного С.Г. Иновой размере должностного оклада, установив его в размере 80 % от должностного оклада руководителя, установленного на 1 сентября 2017 года, произвести перерасчет выплаченной истцу заработной платы, начиная с сентября 2017 года по сегодняшний день, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.
В последующем истец исковые требования увеличила в части установления должностного оклада, просит установить Ионовой С.Г. должностной оклад в сумме 38716 рублей (90% от должностного оклада руководителя) с сентября 2017 года, в остальной части исковые требования оставила без изменения. Протокольным определением от 12 марта 2019 года увеличение исковых требований принято к производству суда, этим же определением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление образование Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель Нижнекамской городской Татарской Республиканской организации общественной организации- Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации Фалахова А.Ф. и истица Ионова С.Г. в судебном заседание исковые требования поддержали в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявление.
Представитель ответчика Колпакова Н.В. иск не признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Набиуллина Г.Р. с иском не согласилась.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Ионова С.Г. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что размер должностного оклада истца, в нарушение предусмотренной статьей 135, 372 ТК РФ процедуры, не был согласован с председателем профкома. Об установлении в отношении истицы в сентябре 2017 года должностного оклада в размере 70% от должностного оклада руководителя, не согласованного с уполномоченным представителем работников, истица узнала в ноябре 2018г, в день окончательного расчета по заработной плате за сентябрь, октябрь месяцы. Соответственно, с иском в суд обратилась в феврале 2019г. - в течение трех месяцев со дня обнаружения факта нарушения права. Поэтому срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора не был пропущен.
Ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что решение суда является законным и обоснованным. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих организаций. Руководителем определяется размер должностных окладов с учетом их функциональных обязанностей и загруженности. Приказ "Об установлении доплат за сложность и напряженность работы, увеличении должностных окладов" является нс локальным нормативным актом, а организационно-распорядительным документом в отношении сотрудника, поэтому согласование с профсоюзом при издании данного приказа не требовалось.
Представитель Нижнекамской городской Татарской Республиканской организации общественной организации - Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации и Ионова С.Г. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены. От истицы Ионовой С.Г. поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Манихова Ф.Я. с жалобой не согласилась.
Представитель третьего лица Набиуллиной Г.Р. в суд апелляционной инстанции не явился, извещен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что заработная плата работника это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).
Согласно частям 4, 5 статьи 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (часть 4). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5).
Из материалов дела следует, что Ионова С.Г, приказом N... от "дата" принята на должность заместителя директора по хозяйственной части МОУ "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения N 71".
С данным приказом Ионова С.Г. ознакомлена 20.10.2011, данный приказ ею обжалован не был, что свидетельствуют о том, что она с данным приказом согласилась.
С этот же день с ней заключен трудовой договор, где так же указана, что она принята на должности заместителя директора по хозяйственной работе.
В сентябре 2017 года директором МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения N71" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Ионовой С.Г. установлен должностной оклад в размере 30207 рублей 65 копеек, что составило 70% от должностного оклада директора согласно приказа N... от "дата" "Об установлении доплат за сложность и напряженность работы, увеличении должностных окладов", с работником заключено дополнительное соглашение N... от "дата".
Приказом N... от "дата" Ионовой С.Г. установлен должностной оклад на уровне 80 % от должностного оклада руководителя за период действия тарификации 2018-2019 учебного года.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом городского суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности приказа об установлении ей оклада ввиду отсутствия согласования с профсоюзом, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Статья 372 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Локальные нормативные акты - документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).
Принимаемые работодателями локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы (ст. 13 ТК РФ).
Согласно разделу 9 "Положения об условиях оплаты труда работников профессиональных квалификационных групп должностей работников образования муниципальных образовательных организаций Нижнекамского муниципального района" утвержденное постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального Республики Татарстан от 5 сентября 2017 года N 550 (далее - Положение) учредитель устанавливает порядок определения заработной платы руководителя организации, заместителя руководителя организации, главного бухгалтера.
Должностной оклад руководителей образовательных организаций определяется из расчета средней заработной платы основного персонала умноженной на коэффициент 2 согласно п 9.5. Положения и от группы оплаты учреждения.
Согласно таблице 12 Положения должностные оклады руководителей зависят от группы оплаты труда "объемных показателей характеризующие группу по оплате труда руководителя образовательной организации".
Согласно пункта 9.8. Положения выплаты компенсационного характера останавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера.
К основному персоналу организации относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создана организация. Примерные перечни должностей и профессий работников организаций, которые относятся к основному персоналу, устанавливаются учредителями организации
Согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Ежегодно 1 сентября утверждается новое штатное расписание. Управлением образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района устанавливается количество штатных единиц административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала, и младшему обслуживающему персоналу - в зависимости от количества учащихся и воспитанников, классов и групп.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих организаций. Руководителем определяется размер должностных окладов с учетом их функциональных обязанностей и загруженности.
Согласно п. 9.9. руководитель организации может устанавливать заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации выплаты стимулирующего характера. Размер выплат стимулирующего характера определяется с учетом результатов их деятельности, определенных на основании критериев эффективности деятельности работников и составляет 50% от фонда стимулирования руководителя, заместителям руководителя и главного бухгалтера образовательной организации, сформированного (в соответствии с пунктом 11.3 Положения). Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителя и главному бухгалтеру могут осуществляться ежемесячно, ежеквартально, по итогам работы за год, за выполнение важных и особо важных заданий.
С 1 сентября 2018 года заместителям руководителей в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения N71" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан установлен должностной оклад в максимальном размере - 80% от оклада руководителя.
В данном случае, приказ "Об установлении доплат за сложность и напряженность работы, увеличении должностных окладов" является не локальным нормативным актом, а организационно-распорядительным документом в отношении конкретного сотрудника, в частности приказ N 132 от 29.08.2018 об установлении оклада издан в отношении одного сотрудника - Ионовой С.Г. Поэтому согласование данного приказа с профсоюзной организацией не требовалось. Доводы истицы в этой части основаны на ошибочном толковании действующего трудового законодательства.
Приказом N... от "дата" Ионовой С.Г. установлен должностной оклад на уровне 80 % от должностного оклада руководителя за период действия тарификации 2018-2019 учебного года.
Согласно постановлению N 412 от 31.05.2018 кабинета министров Республики Татарстан, пункт 3 - должностные оклады заместителей руководителя и главных бухгалтеров общеобразовательной организации на 20-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих организации. Ионовой С.Г. установлен максимально возможный размер должного оклада, доказательств, обосновывающий установления ей оклада в размере 90% от должностного оклада руководителя, суду не предоставлено.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о пропуске срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора по требованию о признании незаконным приказа N... от "дата".
Приказ N... Ионовой С.Г. в установленные статьей 392 ТК РФ сроки оспорен не был, более того, заключив дополнительное соглашение, она выразила свое согласие с данным приказом.
Судебная коллегия отмечает, что приказ N... от "дата" был издан руководителем учреждения в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, установленным "Положением об условиях оплаты труда работников профессиональных квалификационных групп должностей работников образования муниципальных образовательных организаций Нижнекамского муниципального района" утвержденным постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального Республики Татарстан от 05 сентября 2017 года N550.
Как указано выше, руководителем определяется размер должностных окладов с учетом их функциональных обязанностей и загруженности. При этом, в соответствии с вышеуказанным Положением, должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих организаций.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств по делу и представленных доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ионовой Светланы Геннадьевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.