Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Шакуровой Н.К, Федонина С.М.
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району Республики Татарстан и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району, выразившееся в виде не снятия ограничения на регистрационные действия в отношении транспортного средства тягача и прицепа.
Обязать отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району Республики Татарстан устранить допущенное нарушение закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Биряльцева Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району Республики Татарстан (далее - ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району) и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району (далее - УМВД России по Нижнекамскому району), выразившегося в не снятии ограничений на регистрационные действия в отношении принадлежащих ей транспортных средств. В обоснование требований указала, что в период времени с 2016 года по октябрь 2018 года в отношении нее Нижнекамским РОСП УФССП России по Республике Татарстан были возбуждены исполнительные производства о взыскании сумм задолженности в пользу бюджета и иных органов. В рамках исполнительных производств судебным приставом - исполнителем были вынесены постановления о наложении запрета на регистрационные действия на принадлежащие ей транспортные средства: тягач и прицеп (... ). В октябре 2018 года задолженность по исполнительным производствам ею полностью погашена, после чего по ее обращению судебным приставом - исполнителем были вынесены постановления о снятии ограничений на транспортные средства. Однако административным ответчиком по своей базе ограничения не были сняты, в связи с чем ею в ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району были направлены заверенные копии постановлений судебного пристава-исполнителя о снятии запрета на регистрационные действия на бумажном носителе. Несмотря на это, указанные ограничения административным ответчиком так и не были сняты. На основании изложенного просила признать бездействие ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району и УМВД России по Нижнекамскому району в виде не снятия ограничений с зарегистрированных на ее имя автотранспортных средств незаконным и обязать устранить допущенное нарушение.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе УМВД России по Нижнекамскому району ставится вопрос об отмене решения суда от 17 апреля 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывается об отсутствии технической возможности снятия ограничений в отношении транспортных средств ввиду того, что постановления судебных приставов- исполнителей о наложении запрета и об отмене запрета на регистрационные действия в отношении движимого имущества должников заносятся и размещаются в базе данных ГИБДД МВД России непосредственно судебными приставами - исполнителями посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. То есть технологическая процедура снятия ограничения по системе межведомственного электронного взаимодействия производится непосредственно судебным приставом-исполнителем в автоматизированном режиме с использованием специального программного обеспечения судебных приставов (автоматизированной информационной системы ФССП России) посредством направления постановления об отмене запрета на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, оформленного в электронном виде, в базу данных ГИБДД МВД России, где в ходе его обработки и производится снятие запрета.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право лицу обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений государственного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в том числе путем регистрации и учета транспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Приказом МВД России от 26 июня 2018 года N399 утверждены Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России. Согласно пункту 3 указанных Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации наложены запреты и (или) ограничения на совершение регистрационных действий.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что судебным
приставом-исполнителем Нижнекамского РОСП УФССП России по Республике Татарстан Джумаевым Ф.Р. в отношении БиряльцевойТ.А. были возбуждены исполнительные производства от 26октября 2017 года N 138082/17/16059-ИП и от 04 декабря 2017 года N117554/17/16059-ИП о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества. В рамках указанных исполнительных производств 24 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о запрете регистрационных действий на принадлежащие Биряльцевой Т.А. транспортные средства: тягач и прицеп. 01 июня 2018 года и 23 ноября 2018 года судебный пристав-исполнитель по указанным исполнительным производствам вынес постановления об отмене запрета на регистрационные действия в отношении вышеуказанных транспортных средств административного истца.
7 декабря 2018 года постановления судебного пристава-исполнителя о снятии запрета на регистрационные действия на бумажном носителе направлены для исполнения в ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району.
Удовлетворяя исковые требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что судебным приставом-исполнителем были вынесены соответствующие постановления об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств административного истца. Вместе с тем, несмотря на получение ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району указанных процессуальных документов на бумажном носителе, указанным органом отказано в предоставлении административному истцу государственной услуги по снятию такого запрета.
Данный отказ был признан судом первой инстанции необоснованным, бездействие административных ответчиков неправомерным.
Вместе с тем с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 8 статьи 80 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") постановление судебного пристава-исполнителя о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника или сведения, содержащиеся в постановлении и акте о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), в трехдневный срок со дня принятия постановления направляются в регистрирующий орган в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Статьей 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном данным Федеральным законом, возложено на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Сотрудники органов внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им статьей 62 Федерального закона "Об исполнительном производстве" лишь оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N178, МВД Российской Федерации N565 от 29 августа 2018 года утвержден Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика (далее - Порядок).
На основании подпункта 1 пункта 4 указанного Порядка в целях создания условий для оказания содействия сотрудниками органов внутренних дел ФССП России, ее территориальные органы направляют в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником.
14 декабря 2012 года между Федеральной службой судебных приставов и Министерством внутренних дел Российской Федерации заключено соглашение N12/14-21/1/11806 об обмене информацией в электронном виде, предметом которого является организация обмена в электронном виде сведениями, содержащимися в автоматизированных информационных системах сторон, которые представляют взаимный интерес и необходимы для использования в служебной деятельности при выполнении возложенных на стороны задач (далее - сведения), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут передаваться другой стороне, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (далее - Соглашение).
Пунктом 5 данного Соглашения установлено, что межведомственное информационное взаимодействие осуществляется сторонами путем предоставления сведений в электронном виде, в том числе с использованием санкционированного удаленного доступа к банкам данных.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм действующего законодательства на судебного пристава-исполнителя возложены обязанности не только по наложению ареста на имущество должника, но и по направлению соответствующих постановлений о наложении (снятии) ареста в регистрирующий орган. Следовательно постановления об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортных средств административного истца в форме электронного документа судебный пристав-исполнитель обязан был направить в ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району, как в регистрирующий орган, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Вместе с тем постановления об отмене запрета на совершение регистрационных действий в форме электронного документа в ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району не поступали, что не оспаривалось судебным приставом - исполнителем в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о неправомерности бездействий административных ответчиков, выразившихся в не снятии ограничений на регистрационные действия в отношении транспортных средств административного истца, поскольку ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району осуществляет лишь федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в том числе путем регистрации и учета транспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Выводы суда первой инстанции о несоответствии действий ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району требованиям Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 7 августа 2013 года N 605, являются необоснованными, поскольку с заявлением о предоставлении государственной услуги по регистрации транспортных средств административный истец в установленном законом порядке не обращался.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции как принятого при неправильном определении обстоятельств дела и с нарушением норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 17апреля 2019 года по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Биряльцевой Татьяны Александровны к отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району Республики Татарстан и Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району о признании незаконным бездействия отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району Республики Татарстан и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижнекамскому району, выразившегося в не снятии ограничения на регистрационные действия в отношении транспортных средств и понуждении устранить допущенное нарушение.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.