Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А,
при секретаре Демаковой В.А,
с участием представителя административного истца Сергеева Д.П, действующего на основании доверенности от 13 марта 2019 года,
представителя административного ответчика федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кондратенко Н.В, действующей на основании доверенности от 16 апреля 2018 года "N",
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Свинцова А.О. к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике
Марий Эл, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Свинцов А.О. обратился в суд с административным иском к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике
Марий Эл, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес":
- материального склада, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А;
- котельной, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь
"... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А;
- гаража на "... " автомашин, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А;
- мастерской, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А;
- проходной, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А, в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 5 декабря 2013 года согласно отчету об определении рыночной стоимости "N" от 5 марта 2019 года, ссылаясь на то, что является собственником указанных объектов недвижимости. По данным государственного кадастра недвижимости стоимость этих объектов недвижимого имущества по состоянию на 5 декабря 2013 года определена: материального склада 853037 рублей 45 копеек; котельной - 194684 рубля 84 копейки; гаража на "... " автомашин, -
1898375 рублей 85 копеек; мастерской - 1865001 рубль 30 копеек; проходной, - 149390 рублей 82 копейки. Результаты кадастровой оценки объектов недвижимости значительно превышают рыночную стоимость объектов.
В ходе рассмотрения административного дела Свинцов А.О. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость материального склада в размере 495712 рублей, котельной - в размере
172366 рублей; гаража на "... " автомашин - в размере 1211693 рублей; мастерской - в размере 1465049 рублей; проходной - в размере 147353 рублей; возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества.
В объяснениях на административный иск административный ответчик Правительство Республики Марий Эл не возражало против установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в письменном заявлении указало, что является надлежащим ответчиком, вопрос об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной оставили на усмотрение суда.
В отзыве на административное исковое заявление ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" просило исключить ФГБУ "ФКП Росреестра" из числа административных ответчиков как ненадлежащего ответчика.
Административный истец Свинцов А.О, представители Правительства Республики Марий Эл, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, заинтересованного лица администрации муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район" в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 16.1 Закона Республики Марий Эл от
27 октября 2011 года N 59-3 "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" 1 января 2017 года является единой датой начала применения на территории Республики Марий Эл порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля
1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Свинцов А.О. является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "адрес":
- материального склада, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А;
- котельной, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь
"... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А;
- гаража на "... " автомашин, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А;
- мастерской, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь
"... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А;
- проходной, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь
"... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 9 января 2019 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 марта 2019 года кадастровая стоимость спорных объектов составляет:
- проходной, кадастровый номер "N" - 149390 рублей
82 копейки;
- гаража на "... " автомашин, кадастровый номер "N" - 1898375 рублей 85 копеек;
- котельной, кадастровый номер "N" - 194684 рубля
84 копейки;
- материального склада, кадастровый номер "N" -
853037 рублей 45 копеек;
- мастерской, кадастровый номер "N" - 1865001 рубль
30 копеек. Кадастровая стоимость определена по состоянию на 5 декабря
2013 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости - 9 февраля
2015 года. Размер кадастровой стоимости установлен актами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 9 февраля 2015 года.
30 октября 2018 года Свинцов А.О. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 20 ноября 2018 года "N" заявление Свинцова А.О. о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости отклонено в связи с нарушениями пунктов 5, 8г, 10, 11 федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, пункта 8 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297.
Согласно представленному административным истцом отчету от
5 марта 2019 года "N" об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес", составленному ИП С.А.В, рыночная стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 5 декабря
2013 года составляет:
- проходная, кадастровый номер "N" - 87840 рублей,
- гараж на "... " автомашин, кадастровый номер "N" - 1055280 рублей;
- котельная, кадастровый номер "N" - 132948 рублей;
- материальный склад, кадастровый номер "N" -
489343 рубля;
- мастерская, кадастровый номер "N" - 1036728 рублей.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Судом по ходатайству административного истца была назначена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, проверки соответствия отчета от 5 марта 2019 года "N" требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости здания мастерской, здания материального склада, здания котельной, здания гаража на "... " автомашин, здания проходной, в отношении которых определена кадастровая стоимость.
Согласно заключению эксперта от 12 июля 2019 года "N", выполненному экспертом ООО " Б." И.И.Г, отчет от 5 марта
2019 года "N", составленный ИП С.А.В, об оценке рыночной стоимости здания мастерской, здания материального склада, здания котельной, здания гаража на "... " автомашин, здания проходной не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; рыночная стоимость данных объектов по состоянию на 5 декабря 2013 года составляет: здание проходной - 147353 рубля, здание гаража на "... " автомашин -
1211693 рубля, здание котельной - 172366 рублей, здание материального склада - 495712 рублей, здание мастерской - 1465049 рублей.
Лицами, участвующими в деле, возражения относительно правильности выводов эксперта о размере рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества либо доказательства иного размера его рыночной стоимости не представлены.
В силу части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта является доказательством по административному делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами.
Согласно заключению эксперта от 12 июля 2019 года "N" экспертиза по определению рыночной стоимости спорных нежилых зданий выполнена на основании материалов административного дела с натурным исследованием данного объекта. При определении рыночной стоимости нежилого здания эксперт применил затратный подход. В заключении эксперта подробно изложены примененные методики и результаты использования данного подхода к оценке.
Оснований не доверять выводам эксперта не имеется, так как они являются методологически обоснованными и мотивированными. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме. Эксперт имеет высокую квалификацию и необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности. Заключение эксперта соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административный иск Свинцова А.О. об установлении кадастровой стоимости спорных зданий равной рыночной, определенной по состоянию на 5 декабря 2013 года, в размере: здание проходной - 147353 рубля, здание гаража на "... " автомашин - 1211693 рубля, здание котельной - 172366 рублей, здание материального склада - 495712 рублей, здание мастерской - 1465049 рублей, - подлежит удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля
1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 25 и 28 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию. Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля
2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Требования Свинцова А.О. о возложении на Управление Росреестра по Республике Марий обязанности внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости удовлетворению не подлежат, поскольку согласно положениям статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" такая обязанность возникает у соответствующего органа в силу закона при установлении стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения названного требования отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость здания проходной, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной, определенной по состоянию на
5 декабря 2013 года, в размере 147353 (ста сорока семи тысяч трехсот пятидесяти трех) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания гаража на "... " автомашин, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной, определенной по состоянию на 5 декабря 2013 года, в размере 1211693 (одного миллиона двухсот одиннадцати тысяч шестисот девяноста трех) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания котельной, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной, определенной по состоянию на
5 декабря 2013 года, в размере 172366 (ста семидесяти двух тысяч трехсот шестидесяти шести) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания материального склада, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной, определенной по состоянию на 5 декабря 2013 года, в размере 495712 (четырехсот девяноста пяти тысяч семисот двенадцати) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания мастерской, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь "... " кв.м, кадастровый номер "N", лит.А, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной, определенной по состоянию на
5 декабря 2013 года, в размере 1465049 (одного миллиона четырехсот шестидесяти пяти тысяч сорока девяти) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать
30 октября 2018 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А.Петрова
В окончательной форме решение принято 2 августа 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.