ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
14 августа 2019 года г.Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ашурова А.И, с участием секретаря судебного заседания М.А, представителя административного истца Р.И, М.Х. (доверенность СЕРИЯ от 02.04.2019), представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан А.А. (доверенности от 20.11.2018 г. НОМЕР и от 22.11.2018 г. НОМЕР), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р.И. к Правительству Республики Дагестан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Р.И. (далее Р.И.), в лице представителя по доверенности М.Х, обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее Управление Росреестра по РД), заинтересованным лицам: администрации городского округа "город Хасавюрт", Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан, в котором, с учётом уточнений в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью ПЛОЩАДЬ кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере СУММА рублей.
В обоснование заявленных требований указывается, что установленная в отношении указанного земельного участка и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечёт увеличение размера уплачиваемого им земельного налога.
Представитель административного истца М.Х. в судебном заседании административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан А.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.
Административный истец Р.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Управление Росреестра по Республике Дагестан, администрация ГО "город Хасавюрт" ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан, будучи извещёнными о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп.7 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, административному истцу Р.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью ПЛОЩАДЬ кв.м, местоположение: АДРЕС, относящийся к категории земель "земли населённых пунктов", с видом разрешённого использования "для торгово-коммерческой деятельности".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 6 февраля 2019 года НОМЕР в отношении названного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере СУММА рублей.
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесённую в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, Р.И. обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с п.п.1, 2 и 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Под кадастровой стоимостью, согласно абз.8 ст.3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определённая в случаях, предусмотренных ст.24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых п.3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ч.ч.2 и 3 ст.66 ЗК РФ).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности).
Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абз.2 ст.24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно п.2 ч.1 ст.248 КАС РФ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с ч.5 ст.247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых ст.64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в ст.248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В обоснование административных исковых требований Р.И. представлен в суд отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка от 11 апреля 2019 года НОМЕР, выполненный оценщиком ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования" Н.М, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР по состоянию на 1 декабря 2012 года составляла СУММА рублей.
Исследовав вышеуказанный отчёт, суд приходит к выводу о том, что он не может быть признан доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости принадлежащего Р.И. земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, ввиду его неопределённости.
Учитывая возникшие сомнения в обоснованности выводов представленного в суд отчёта об оценке рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, для выяснения этого вопроса определением суда от 17 мая 2019 года по инициативе представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Институт кадастра недвижимости и землеустройства".
Согласно выводам заключения судебного эксперта ООО "Институт кадастра недвижимости и землеустройства" от 3 июля 2019 года НОМЕР рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 года составляет СУММА руб.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его выводы обоснованными и признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 года, то есть на дату установления его кадастровой стоимости.
Установленная экспертом методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельного участка, использованные объекты-аналоги, применённые корректировки, а также содержащиеся в заключении расчёты не вызывают у суда сомнений в их объективности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключения проведённой по делу судебной оценочной экспертизы от 3 июля 2019 года НОМЕР административными ответчиками в суд не представлено, ходатайств о назначении по делу дополнительных или повторных экспертиз не заявлено.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего Р.И. земельного участка в размере, установленном заключением судебной оценочной экспертизы от 3 июля 2019 года НОМЕР.
В соответствии с п.1.1 ст.391 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рас-смотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с п.15 ст.378.2, п.2 ст.403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесённые в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В связи с поступлением запросов, касающихся применения ч.6 ст.3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Федеральной налоговой службой Российской Федерации в письме от 27 ноября 2018 года NБС-4-21/22899 даны рекомендации о применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 1 января 2019 года.
Так, вышеперечисленные положения п.15 ст.378.2, п.1.1 ст.391 и п.2 ст.403 НК РФ, устанавливающие порядок применения изменённой в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесённым в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (ч.6 ст.3 ФЗ от N 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость, изменённая на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесённая в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При этом следует учитывать положения п.2.1 ст.52 НК РФ, согласно которому перерасчёт сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчётом, а также положения п.7 ст.78 НК РФ, устанавливающего трёхлетний срок для подачи заявления о зачёте (возврате) излишне уплаченного налога.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 27 сентября 2018 года N03-05-05-02/69137, N03-05-05-01/69209, от 1 октября 2018 года N03-05-06-01/70282.
Датой начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания следует считать 31 января 2013 года, то есть даты принятия Постановления Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Республики Дагестан", послужившее основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
С учётом изложенного, кадастровая стоимость, изменённая на основании настоящего решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года и внесённая в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 31 января 2013 года.
В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ст.106 КАС РФ к издержкам относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
При подаче административного искового заявления, административным истцом Р.И. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
Вместе с этим, руководителем экспертного учреждения ООО "Институт кадастра недвижимости и землеустройства" заявлено ходатайство о взыскании издержек, связанных с проведением по административному делу судебной оценочной экспертизы в размере СУММА рублей.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абз.2 п.31 постановления от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с учётом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении N20-П от 11 июля 2017 года, следует, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, с учётом системного толкования указанных процессуальных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Правительства Республики Дагестан, как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, в пользу административного истца Р.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в пользу ООО "Институт кадастра недвижимости и землеустройства" издержек, связанных с проведением по административному делу судебной экспертизы в размере СУММА рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление Р.И. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номе-ром НОМЕР, площадью ПЛОЩАДЬ кв.м, местоположение: АДРЕС, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере СУММА ( СУММА) рубль 00 копеек, на период с 31 января 2013 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, определённой по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать 16 апреля 2019 года.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Р.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО "Институт кадастра недвижимости и землеустройства" (ИНН/КПП: 051060630/057101001, ОГРН 1080561000079, р/с N40702810900000000459, к/с 30103810982090000395, БИК: 48209395, РНКО "ПРОМСВЯЗЬИНВЕСТ" (ООО) г.Махачкала) судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере СУММА ( СУММА) рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счёт казны Республики Дагестан.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы.
В окончательной форме решение суда принято 16 августа 2019 года.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А.И. Ашуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.