Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1025/2019 по административному исковому заявлению Виноградова А.Р, Липанова А.А, Айтжанова С.Д. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: *** а равной рыночной стоимости в размере 73 045 000 руб,
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 10 194 000 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** а равной рыночной стоимости в размере 70 596 000 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 45 342 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственником нежилого помещения и плательщиками налога на имущество в отношении принадлежащих им помещений. Одновременно, административные истцы являются арендаторами земельных участков, размер арендной платы исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административных истцов.
Кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** стоимость утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в отношении:
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 27 354 153,3 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 134 303 739,4 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***в размере 61 797 562,88 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ООО "КОРПОРАТФИНАНС" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов. Согласно отчету об оценке N50/К-00/18 от 28.12.2018г. рыночная стоимость на дату установления кадастровой стоимости определена в отношении следующих объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: ** а в размере 73 045 000 руб,
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: г*** в размере 10 194 000 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 70 596 000 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 45 342 000 руб.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истцов исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам проведенной судебной экспертизы, уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ являются установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером *** по адресу: *** что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП кадастровая стоимость нежилого помещения *** по адресу: *** утверждена в размере 139 090 534,13 руб.
Также, административным истцам на основании договоров аренды принадлежит:
- земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: ***
- земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: ***
- земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: ***. Приложением к договорам аренды определено, что размер арендной платы составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Таким образом, административные истцы имеют правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в отношении:
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 27 354 153,3 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 134 303 739,4 руб.
- земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 61 797 562,88 руб.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административными истцами представлен в суд отчет об оценке, составленный ООО "КОРПОРАТФИНАНС". Согласно отчету об оценке N50/К-00/18 от 28.12.2018г. рыночная стоимость на дату установления кадастровой стоимости определена в отношении объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 73 045 000 руб,
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 10 194 000 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 70 596 000 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 45 342 000 руб.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки являются стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений, по ходатайству административных истцов определением Московского городского суда от 28 марта 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "ЦДК".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административными истцами и составленный ООО "КОРПОРАТФИНАНС" N50/К-00/18 от 28.12.2018г, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения.
Рыночная стоимость по результатам судебной экспертизы определена в отношении объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 95 528 220 руб,
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 14 525 170 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 92 550 376 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 38 216 172 руб.
Представитель административных истцов в судебном заседании с заключением судебной экспертизы согласился, исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика результаты проведенной по делу судебной экспертизы не оспаривал.
О проведении дополнительной, повторной экспертизы стороны не просили, замечаний, дополнений к экспертному заключению не представили.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не являются произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости являются законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административные истцы. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административные истцы уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость помещения и земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения с исковым заявлением в Московский городской суд - 29 декабря 2018г, поскольку обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости для физических лиц не являются обязательным.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Поскольку Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." утверждена новая кадастровая стоимость спорного объекта, которая применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2019 года, постольку установленная судом кадастровая стоимость объекта подлежит применению по 31 декабря 2018 года.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 95 528 220 руб,
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 14 525 170 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 92 550 376 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 38 216 172 руб.
Установленная кадастровая стоимость действует по 31 декабря 2018 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда являются основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.