Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу представителя Управления Минкультуры России по ЦФО по доверенности Гаджимирзаева Т.Б., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 16.07.2019 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16.04.2019 г. по административному делу по иску Сизова Ю.С. к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по ЦФО о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Сизов Ю.С. обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по ЦФО о признании незаконным решения об отказе в оформлении заключения на право вывоза с территории Российской Федерации культурной ценности, выраженное в ответе за N 04-09/0073 от 23.07.2018 года.
Требования мотивированы тем, что 15.10.2005 года гражданином Швеции *** в Российскую Федерацию ввезена картина * "*", которая должным образом была задекларирована, прошла таможенный контроль и надлежащее оформление. На территории Российской Федерации картина была приобретена административным истцом, который 31.05.2018 года обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на вывоз культурных ценностей, однако получил отказ, который, по мнению административного истца, является незаконным, нарушает его права, поскольку при подаче заявления на получение разрешения на вывоз культурных ценностей, установленный законом порядок был соблюден.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 14.11.2018 года в удовлетворении требований Сизова Ю.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16.04.2019 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 14.11.2018 года отменено, вынесено новое, которым решение Управления Минкультуры РФ по ЦФО, выраженное в ответе N 04-09/0073 от 23.07.2018 г. признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сизова Ю.С.
В кассационной жалобе представитель Управления Минкультуры России по ЦФО ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в законной силе решения суда первой инстанции.
По запросу судьи Московского городского суда от 08.08.2019 г. дело было истребовано из Тверского районного суда г. Москвы, в кассационную инстанцию Московского городского суда дело поступило 12.08.2019 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Полагаю, что кассационная жалоба административных истцов с административным делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Московского городского суда.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 16.07.2018 Сизов Ю.С, действуя через представителя по доверенности *, обратился в Управление Минкультуры России по ЦФО с заявлением о выдаче разрешения на право вывоза с территории Российской Федерации культурной ценности - картины *** "***". Данная картина ввезена в Россию гражданином Швеции * 15.10.2005 г. Приобретена Сизовым Ю.С. в 2010 г. по договору купли-продажи у *.
К заявлению о выдаче разрешения Сизова Ю.С. были приложены следующие документы: копия доверенности, выданная Сизовым Ю.С. на имя *.; копия паспорта на имя Сизова Ю.С.; копия паспорта на имя *.; экспертное заключение N 24 кц от 21.08.2018, составленное уполномоченным Минкультуры России экспертом по культурным ценностям Е.Ю. Садыковой; фотографии предмета; скриншот каталога с сайта www.sothebys.com; фото списка культурных ценностей, ввезенных в Россию 01.11.2005 из Ганновера по а/н N* в адрес г-на Швеции *; копия таможенной декларации от 15.10.2005.
23.07.2018 Управлением Минкультуры России по ЦФО было отказано Сизову Ю.С. в оформлении разрешения на вывоз из Российской Федерации культурной ценности, поскольку в нарушение п. 3 ст. 35.3 Закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей" к заявлению не приложено экспертное заключение, оформленное при ввозе культурной ценности в Российскую Федерацию.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции, исходя из того, что хотя на момент ввоза культурной ценности на территорию РФ проведение экспертизы относимости ввозимого предмета к культурным ценностям прямо не было предусмотрено законом. В настоящее время и на момент возникновения правоотношений между сторонами по оформлению истцу разрешения на вывоз картины * требуется предоставление в уполномоченный орган экспертного заключения об относимости (неотносимости) предмета культуры на момент его ввоза в Российскую Федерацию к ценностям, пришел к выводу о том, что оспариваемое истцом решение принято ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции в свою очередь с выводами суда первой инстанции не согласился, поскольку на момент ввоза культурной ценности действовала редакция Закона 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", которая не требовала оформления экспертного заключения при ввозе культурной ценности, при этом названный закон обратной силы не имеет, следовательно, на административного истца нельзя возлагать обязанность представить экспертное заключение по состоянию на дату ввоза культурной ценности в Российскую Федерацию, в связи с чем пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным.
Однако применительно к положениям ст. 328 КАС РФ имеются основания полагать, что суд апелляционной инстанции при принятии нового решения допустил существенное нарушение норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 35.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в редакции 28.12.2017 г.) выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей осуществляется уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления физического лица о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей для личного пользования и прилагаемых к нему документов.
Заявление о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей и прилагаемые к нему документы могут быть представлены заявителем на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных неквалифицированной электронной подписью.
Заявление должно содержать информацию о собственнике культурных ценностей, об основаниях возникновения у него права собственности на заявленные к вывозу культурные ценности, а также об основаниях возникновения у заявителя, не являющегося собственником этих культурных ценностей, права владения ими.
К заявлению о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, представляемому в уполномоченный орган физическим лицом, прилагаются:
копия документа, удостоверяющего личность физического лица;
экспертное заключение, оформленное в порядке, установленном настоящим Законом, содержащее вывод об отнесении исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза;
список культурных ценностей в двух экземплярах с их описанием;
фотографии культурных ценностей в цветном исполнении в двух экземплярах;
иные документы в соответствии с настоящей статьей.
В случае, если к вывозу заявлены культурные ценности, имеющие особое значение, ранее на законных основаниях ввезенные в Российскую Федерацию, заявитель также представляет в уполномоченный орган экспертное заключение, оформленное при ввозе культурных ценностей, и копию таможенной декларации, подтверждающей факт законного ввоза культурных ценностей.
В силу ст. 23 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в редакции от 02.11.2004 г.) ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Письмом ГТК РФ от 31.12.2003 N 01-06/51098 "О проведении специальной регистрации культурных ценностей" разъяснено, что при заявлении физического лица о ввозе культурных ценностей, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии их письменного декларирования и специальной регистрации. Специальная регистрация таких культурных ценностей производится должностным лицом таможенного органа путем проставления любым способом отметки "Зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, как заявленное в качестве культурной ценности" на таможенной декларации формы ТД-6 и прилагаемых к ней документах. После выпуска культурных ценностей таможенный орган письменно информирует Минкультуры России или его территориальный орган, перечень которых приведен в письме ГТК России от 19.06.2001 N 01-06/24071, о проведении специальной регистрации с указанием описания культурных ценностей и данных о лице, их ввозящем.
При решении вопроса об отнесении заявленных физическим лицом товаров к культурным ценностям следует руководствоваться Перечнем культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О ввозе и вывозе культурных ценностей" (письмо ГТК России от 19.06.2001 N 01-06/24071), а при наличии в пункте пропуска эксперта Минкультуры России - его заключением.
Как следует из списка культурных ценностей ввезенных в РФ 01.11.2005 г. из Гоновера по а/н N * в адрес гражданина Швеции * (л.д. 11), *. на территорию РФ ввезена, в том числе картина * "*", на данном списке культурных ценностей стоит отметка штампа уполномоченного Минкультуры России эксперта по культурным ценностям Понамаревой И.А, что подтверждает факт наличия эксперта Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в пункте таможенного контроля. Согласно Письму N 01-06/51098 ГТК РФ, при наличии в пункте пропуска эксперта Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации определение культурной значимости ввозимого предмета относится к полномочиям эксперта.
Как указывает представитель административного ответчика, а административным истцом не отрицается, что документ, подтверждающий культурную значимость ввозимого предмета в нарушение требований ст. 35.3 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 представлен в форме распечатанной фотографии, а не оригинал как требуют положения вышеуказанного закона. Кроме того, к вывозу из РФ заявлена Сизовым Ю.С. как собственником картины картина * "*".
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что имеются документы, достоверно подтверждающие факт законного ввоза на территорию РФ спорной культурной ценности является необоснованным.
Отсутствие указанных выше документов лишает административного ответчика возможности проверить законность ввезенной культурной ценности на территорию РФ, следовательно, из материалов дела усматривается отсутствие необходимого комплекта документов для получения заключения (разрешительного документа) Сизовым С.Ю.
Более того, как верно указал суд первой инстанции в своем решении правоотношения между сторонами возникли при подаче Сизовым Ю.С. посредством своего представителя заявления на право вывоза с территории РФ культурной ценности, то есть 16.07.2018 г. и в соответствии со ст. 4 ГК РФ на них распространяется действие Закона РФ "О ввозе и вывозе культурных ценностей" в редакции от 28.12.2017 г.
Поскольку административным ответчиком доказано наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения действующему законодательству и в связи с этим отсутствие нарушения прав административного истца, при таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований административного иска.
Исходя из изложенных обстоятельств дела, доводов кассационной жалобы, административное дело вместе с настоящим определением следует направить для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции с предложением отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16.04.2019 г. и оставить в законной силе решение Тверского районного суда г. Москвы от 14.11.2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 325, 328 Кодекса административного судопроизводства РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
кассационную жалобу представителя Управления Минкультуры России по ЦФО по доверенности Гаджимирзаева Т.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16.04.2019 г. - передать для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.