Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по доверенности Поповой В.В. на постановление начальника 962 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны РФ Вертиёва А.В. N 962/006/2019/03 от 08 февраля 2019 года , решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении ФГУБ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ,
УСТАНОВИЛ
Постановлением начальника 962 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны РФ Вертиёва А.В. N 962/006/2019/03 от 08 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2019 года, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В настоящей жалобе защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ по доверенности Попова В.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений и уменьшении штрафных санкций, не менее, чем в два раза, указывая, что необходимые меры по соблюдению законодательства в области промышленной безопасности на проверяемых объектах не позволил принять выделенный бюджет 2018 года, прекращение деятельности котельных является невозможным, как в силу принятых Учреждением обязательств перед государством, так и с целью предотвращения вреда более значительного, чем предотвращенный; ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ предприняты все необходимые меры для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности еще до проведения проверки, осуществляются необходимые действия по настоящее время.
В судебном заседании защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ по доверенности Попова В.В. жалобу поддержала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" по доверенности Попову В.В, прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 2 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ) на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена обязанность, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; и меть лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ (далее - Федеральный закон от 04.05.2011г. N 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ установлено, что сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности подлежат включению в лицензию.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ установлено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что до переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, в ходе проведенной 06 декабря 2018 года военной прокуратурой Тульского гарнизона проверки соблюдения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что по адресу: г.Тула, пр-т Ленина, д.99 (военный городок N36) эксплуатируется котельная N 66, по адресу: Тульская область, Ленинский р-н, п.Плеханово (военный городок N71) эксплуатируется котельная N57. В здании котельной N 66 установлены 3 паровых котла марки ДКВР 6,5/13, которые согласно п.2 Приложения N1, п.п.1,4,5 Приложения N2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, относятся к III классу опасности опасных производственных объектов. В котельной N 57 установлены 4 паровых водогрейных котла марок В-1, КСВ-063, КСВ-093, КСВ-063, которые согласно п.п.2,4 Приложения N2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, относятся к III классу опасности опасных производственных объектов.
В ходе проведенной с участием специалиста проверки, в действиях эксплуатирующей организации ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выявлены нарушения в области промышленной безопасности, а именно:
В нарушение требований ч. 1 ст. 9 ФЗ ст. 204, 206, 211 и 214 Норм и правил в области ОПО, Правил ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом руководителя Ростехнадзора от 25.03.2014 г. N 116, данные котлы не введены в эксплуатацию в установленном порядке, соответствующие документы на момент проверки не представлены;
Вопреки требованиям ст.ст. 371 и 275 Норм и правил не проводятся проверки всех контрольно-измерительных приборов (манометров и тягонапоромеров) и периодические технические освидетельствования котлов марок ДКВР ф/13, В-1, КСВ-063, КСВ-093 и КСВ-063;
В нарушение раздела II п.9 Норм и правил в области промышленной безопасности, Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждениях приказом руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2015г. N 542, проектная и исполнительная документация сетей газораспределения и газопотребления отсутствует;
Вопреки требованиям к составлению методик проведения пусконаладочных и режимно-наладочных работ на газоиспользующем оборудовании, утвержденным приказом Министра энергетики РФ от 16.12.2002 N 448, наладка систем автоматического регулирования работы газоиспользующего оборудования, в том числе проверки работоспособности приборов не проводится;
Вопреки требованиям п.п. "к" п. 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения, утверждённого постановлением правительства РФ от 29.10.2010 N 870, Норм и правил в области промышленной безопасности, Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённых приказом руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15..11.2015г. N 542, не заключен договор на оказание услуг по ремонту сети газораспределения и сети газопотребления, при этом несмотря на отсутствие в составе ЖКС ? (г. Тула) ЖЭ(К)О N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВДВ) газовой службы, ремонт котельного оборудования осуществляется силами этого подразделения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России;
В нарушение п. 24 Норм и правил помещение котельной не оснащено системой контроля воздуха по содержанию в нем окисью углерода и метана;
В нарушение п. 218 Норм и правил резервные котлы котельной N 66 технически не исправны и выведены в ремонт. Труба требует ремонта антикоррозийного лакокрасочного покрытия ствола, наблюдается шелушение защитного слоя краски ствола трубы и локальная поверхностная коррозия металлических элементов. Текущий и капитальный ремонт оборудования не проводился.
В котельной N 57 два резервных котла технически неисправны и выведены в ремонт. Паровые манометры находятся в не рабочем состоянии, на которых в свою очередь отсутствует клеймо с отметкой об очередной проведенной поверке. Распределительный шкаф (ШРП N 152) требует замены, соединительные вентили пропускают газ, запорная арматура в количестве 2-х штук на газопроводе перед горелочным устройством установлена не по назначению, предназначена для системы холодного водоснабжения, металлическая дымовая труба требует ремонта антикоррозийного лакокрасочного покрытия ствола, наблюдается шелушение защитного слоя краски ствола трубы и локальная поверхностная коррозия, опорная пластина и ребра жесткости подвержены коррозии, защитное антикоррозийное покрытие повреждено, анкерные крепления трубы к постаменту поражены коррозией. Кроме того, гайки анкерных креплений ослаблены, отмостка по периметру постамента имеет трещины, наблюдается коррозия натяжных устройств, резьба на шпильках натяжных устройств уничтожена коррозией.
В ходе проверки установлено, что в период с 1 апреля 2017 г. по настоящее время, эксплуатация вышеуказанных опасных производственных объектов осуществляется ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России без специального разрешения (лицензии), то есть, с нарушением требований промышленной безопасности.
Действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России квалифицированы по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Данные обстоятельства и вина ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: постановлением заместителя военного прокурора Тульского гарнизона от 28 декабря 2018 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; требованием Военного прокурор о предоставлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России документов и сведений; предоставленной ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России информацией по котельным, находящимся в оперативном управлении ЖЭ(К)О N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВДВ) по Тульской области; приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о подготовке жилищного, казарменно-жилищного фондов, коммунальных объектов к зимнему периоду эксплуатации 2018-2019 г..г, формировании плана по текущему ремонту и заявочного плана по капитальному ремонту на 2019 г..от 21 февраля 2018 г..N 35; журналом по техническому обслуживанию N 2 котельных; контрактом на оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования сетей газопотребления и газораспределения от 04 мая 2018 г..; паспортами котла, сведениями о котельной; паспортом котельной в военном городке N 71; паспортом задания котельной N 57; паспортом промышленной металлической дымовой трубы; паспортом парового котла; паспортом водогрейного котла; письменными объяснениями; актом проверки котельных, обслуживаемых ЖЭ(К)О N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ от 06 декабря 2018 года; актом ввода оборудования в эксплуатацию; должностной инструкцией начальника теплого хозяйства ЖКС; письменными возражениями на акт проверки; актами проверки готовности к вводу в эксплуатацию оборудования; Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; приказом Минобороны России от 02 марта 2017 года N 155 "О создании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России"; лицензией от 10 января 2018 года на осуществление эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов, 1, 2, 3 классов опасности; актом общего осеннего осмотра системы теплоснабжения; контрактом N К-48/2017 от
10.11.2017 и техническим заданием к нему; контрактом N К-34/2017 от 17.10.2017 и техническим заданием к нему; приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о внедрении Положения об осуществлении производственного контроля за соблюдением требований производственной безопасности на ОПО; приказом о создании комиссии по проверке знаний рабочего персонала промышленной безопасности и производственных инструкций; протоколом заседания комиссии о проверке знаний.
Материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях учреждения.
При таких обстоятельствах, действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Не согласиться с выводом судьи о доказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении вмененного правонарушения оснований не имеется, поскольку он основан на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что необходимые меры по соблюдению законодательства в области промышленной безопасности на вышеуказанных объектах не позволил принять выделенный бюджет 2018 года, прекращение деятельности котельных является невозможным; ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ предприняты все необходимые меры для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности еще до проведения проверки, осуществляются необходимые действия по настоящее время, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в решении. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется, поскольку приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют об отсутствии в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также с учетом того, что выявленные нарушения могут повлечь крайне неблагоприятные последствия, является справедливым и соразмерным содеянному.
Из представленных материалов не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлены.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемые акты являются законными и обоснованными, оснований для их отменены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление начальника 962 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны РФ Вертиёва А.В. N 962/006/2019/03 от 08 февраля 2019 года, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Поповой В.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.