Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по доверенности Поповой В.В. на постановление начальника 962 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны РФ Вертиёва А.В. N 962/005/2019/03 от 08 февраля 2019 года , решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ФГУБ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ,
УСТАНОВИЛ
Постановлением начальника 962 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны РФ Вертиева А.В. N 962/005/2019/03 от 08 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2019 года, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В настоящей жалобе защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ по доверенности Попова В.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений и уменьшении штрафных санкций, не менее, чем в два раза, указывая, что необходимые меры по соблюдению законодательства в области промышленной безопасности на вышеуказанных объектах не позволил принять выделенный бюджет 2018 года, прекращение деятельности котельных является невозможным, как в силу принятых Учреждением обязательств перед государством, так и с целью предотвращения вреда более значительного, чем предотвращенный; ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ предприняты все необходимые меры для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности еще до проведения проверки, осуществляются необходимые действия по настоящее время.
В судебном заседании защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ по доверенности Попова В.В. жалобу поддержала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" по доверенности Попову В.В, прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 2 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ) на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена обязанность, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; и меть лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ (далее - Федеральный закон от 04.05.2011г. N 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ установлено, что сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности подлежат включению в лицензию.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011г. N 99-ФЗ установлено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что до переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, в ходе проведенной 06 декабря 2018 года военной прокуратурой Тульского гарнизона проверки соблюдения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что по адресу: Тульская область, с. Слободка (военный городок N 77) эксплуатируются опасные производственные объекты - котельные N 13 и N 29. В здании котельной N 13 установлены 4 водогрейных котла марок КСВ-093 и КСВ-063, в здании котельной N 29 установлены 2 паровых котла марки НР-18, которые согласно п.2 Приложения N1, п.4, пп.1 п.5 Приложения N2 к Федеральному закону от 21.07.1997 года N 116-ФЗ, относятся к III классу опасности опасных производственных объектов.
В ходе проведенной с участием специалиста проверки, в действиях эксплуатирующей организации ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выявлены нарушения в области промышленной безопасности, а именно:
В нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ, требований п.п. 204, 206, 211 и 214 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утверждённых приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. N 116, указанные выше котлы не введены в эксплуатацию в установленном порядке, соответствующие документы на момент проверки не представлены;
В нарушение ст. ст. 371, 275 ФНП-116 проверки всех контрольно-измерительных приборов (манометров и тягонапоромеров) и периодические технические освидетельствования указанных котлов не проводятся;
В нарушение раздела II п. 9 Норм и правил в области промышленной безопасности, Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2015г. N 542, проектная и исполнительная документация сетей газораспределения и газопотребления отсутствует;
Вопреки Требованиям к составлению методик проведения пусконаладочных и режимно-наладочных работ на газоиспользующем оборудовании, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.12.2002г. N 448, наладка систем автоматического регулирования работы газоиспользующего оборудования, в том числе проверка работоспособности приборов не проводится;
Вопреки требованиям пп. "к" п. 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870, Норм и правил в области промышленной безопасности, Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2015 N 542, не заключен договор на оказание услуг по ремонту сети газораспределения и сети газопотребления, при этом несмотря на отсутствие в составе ЖКС ? (г. Тула) ЖЭ(к)О N 1 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВДВ) газовой службы, ремонт котлов и котельного оборудования осуществляется силами этого ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЗВО);
В нарушение п. 24 ФНП-116 помещение котельной не оснащено системой контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода и метана;
В нарушение п. 218 ФНП-116 резервные котлы котельной N 13 технически несправны и выведены в ремонт. Паровой котел N 2 имеет течи и требует капитального ремонта и замены. Распределительный шкаф котельной требует замены, соединительные вентили пропускают газ, ремонт оборудования не производится. Металлическая дымовая труба требует ремонта антикоррозийного лакокрасочного покрытия ствола, наблюдается поверхностная коррозия, опорная пластина и ребра, жесткости подвержены коррозии, защитное антикоррозийное покрытие повреждено;
В котельной N 29 один котел технически несправен и выведен в ремонт (требуется проведение капитального ремонта). Распределительный шкаф в ненадлежащем техническом состоянии, соединительные вентили пропускают газ. Металлическая дымовая труба требует ремонта антикоррозийного лакокрасочного покрытия ствола, наблюдается шелушение защитного слоя краски ствола трубы и локальная поверхностная коррозия, защитное антикоррозийное покрытие повреждено, текущий и капитальный ремонт всего оборудования не производится.
В ходе проверки установлено, что в период с 1 апреля 2017 г. по настоящее время, эксплуатация опасных производственных объектов III класса опасности - котельные N 13 и N 29, расположенных по адресу: Тульская область, с. Слободка (военный городок N 77) осуществляется ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России без специального разрешения (лицензии), то есть, с нарушением требований промышленной безопасности.
Действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России квалифицированы по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Данные обстоятельства и вина ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: постановлением заместителя военного прокурора Тульского гарнизона от 28 декабря 2018 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; требованием Военного прокурор о предоставлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России документов и сведений; предоставленной ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России информацией по котельным, находящимся в оперативном управлении ЖЭ(К)О N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВДВ) по Тульской области; приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о подготовке жилищного, казарменно-жилищного фондов, коммунальных объектов к зимнему периоду эксплуатации 2018-2019 г..г, формировании плана по текущему ремонту и заявочного плана по капитальному ремонту на 2019 г..от 21 февраля 2018 г..N 35; журналом по техническому обслуживанию N 2 котельной N 13, N 29; контрактом на оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования сетей газопотребления и газораспределения от 04 марта 2018 г..; паспортом котельной N 13, паспортами котла; расчетом на прочность парового котла; паспортом котельной N 29, паспортами котла; письменными объяснениями Куракина А.В; письменными объяснениями Иванкова Д.М.; письменными объяснениями Наволоцкого С.Л.; актом проверки котельных, обслуживаемых ЖЭ(К)О N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ от 06 декабря 2018 года; актом ввода оборудования в эксплуатацию; должностной инструкцией начальника теплого хозяйства ЖКС; актами проверки готовности к вводу в эксплуатацию оборудования; Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; приказом Минобороны России от 02 марта 2017 года N 155 "О создании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России"; лицензией от 10 января 2018 года на осуществление, эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов, 1, 2, 3 классов опасности; актом общего осеннего осмотра системы теплоснабжения; определением об отложении рассмотрения дела от 01 февраля
2019 года; контрактом N К-48/2017 от 10.11.2017 и техническим заданием к нему; контрактом N К-34/2017 от 17.10.2017 и техническим заданием к нему; приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о внедрении Положения об осуществлении производственного контроля за соблюдением требований производственной безопасности на ОПО; приказом о создании комиссии по проверке знаний рабочего персонала промышленной безопасности и производственных инструкций; протоколом заседания комиссии о проверке знаний, иными материалами дела.
Материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях учреждения.
При таких обстоятельствах, действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Не согласиться с выводом судьи о доказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении вмененного правонарушения оснований не имеется, поскольку он основан на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что необходимые меры по соблюдению законодательства в области промышленной безопасности на вышеуказанных объектах не позволил принять выделенный бюджет 2018 года, прекращение деятельности котельных является невозможным; ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ предприняты все необходимые меры для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности еще до проведения проверки, осуществляются необходимые действия по настоящее время, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в решении. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется, поскольку приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют об отсутствии в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также с учетом того, что выявленные нарушения могут повлечь крайне неблагоприятные последствия, является справедливым и соразмерным содеянному.
Из представленных материалов не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлены.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемые акты являются законными и обоснованными, оснований для их отменены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление начальника 962 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны РФ Вертиёва А.В. N 962/005/2019/03 от 08 февраля 2019 года, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Поповой В.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.