Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны РФ" по доверенности Поповой В.В. на постановление врио Главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России - майора медицинской службы Сальникова А.Н. от 29 января 2019 года N17, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ,
УСТАНОВИЛ
Постановлением врио Главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России - майора медицинской службы Сальникова А.Н. от 29 января 2019 года N17, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2019 г, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В настоящей жалобе защитник ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности Попова В.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений и прекращении производства по делу, ввиду отсутствия события и состава вмененного правонарушения, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, полагает, что при рассмотрении дела и жалобы не выполнены требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, нарушен принцип презумпции невиновности. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в период за ноябрь 2018 года от филиала Учреждения по ВДВ, являющегося заказчиком по контракту на оказание услуг по обращению с отходами с объектов казарменно-жилищного фонда МО РФ по Тульской области, не поступало претензий о нарушениях условий контракта; субъектом вмененного правонарушения Учреждение не является, поскольку собственником контейнерных мусорных площадок, расположенных на территории войсковой части 33842 является Министерство обороны РФ, контейнеры для накопления ТКО принадлежат исполнителю услуг ООО "Индустрия Технологий"; фотоматериалы, положенные в основу вывода о виновности Учреждения, не являются допустимыми доказательствами, поскольку не свидетельствуют о проведении фотофиксации в даты и месте, указанные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении; акт осмотра является недопустимым доказательством, поскольку составлен без участия начальника ЖЭ(К)С N1/2 Филиала Учреждения по ВДВ.
В судебном заседании защитник ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ Попова В.В. жалобу поддержала.
Военный прокурор Тульского гарнизона в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ Попову В.В, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, в редакции, действовавшей во время совершения правонарушения, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003г. N 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Из материалов настоящего дела следует и судьей районного суда установлено, что в ходе проведенной 09 ноября 2018 года военной прокуратурой Тульского гарнизона проверки исполнения должностными лицами ЖЭ(К)О N1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВДВ) требований жилищно-коммунального и санитарно-эпидемиологического законодательства, установлено, что при оказании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России услуг по вывозу твердо-бытовых отходов с территории войсковой части 33842, расположенной по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 190, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в нарушение ч.2 ст.11, ст.22 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, с территории этой воинской части не вывозятся бытовые отходы, допущено переполнение контейнеров и накопление отходов возле них.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России подтверждаются следующими доказательствами: актом проверки; фотографиями к акту осмотра; запросом прокуратуры о предоставлении сведений; ответом начальника ЖЭ(К)О N 1 (г. Рязань) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ; контрактом N3А-37/2018; на оказание услуг по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами с объекта казарменно-жилищного фонда Минобороны России в 2018 года по Тульской области, техническим заданием к нему; ответом командира в/ч 33842; письменными объяснениями начальника службы ЖСК Тула Иванкова Д.С.; актами о несоответствии оказанных услуг от 02 ноября 2018 года, 22 ноября 2018 года, 03 декабря 2018 года; уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; приказом Минобороны России о создании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; перечнем филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела. Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Из материалов дела достоверно следует, что в соответствии с п.п.13,14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017г, основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения указанных целей Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет, в том числе, сбор, обработку и утилизацию отходов. На момент проверки 09 ноября 2018 года по месту оказания услуг по вывозу твердо-бытовых отходов с территории войсковой части 33842, расположенной по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 190 допущено нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с твердыми бытовыми отходами, в связи с чем оно обоснованно привлечено в административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что проверка соблюдения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России требований жилищно-коммунального и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории войсковой части 33842, расположенной по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 190, проведена в соответствии с положениями ст.ст. 21,22 Федерального закона от 17.01.1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04 декабря 2018 года составлено в присутствии должностного лица - начальника ЖКС ? (г.Тула) ЖЭ(К)О N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по (ВДВ) Иванкова Д.М, копия постановления ему вручена, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ разъяснены, о чем Иванков Д.М. собственноручно расписался в постановлении (л.д.13).
Ссылка заявителя на то, что судом не установлены все необходимые для правильного разрешения дела обстоятельства, вина ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно по соблюдению ч.2 ст.11, ст.22 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03.
С учетом изложенного, должностное лицо, судья пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Довод жалобы о том, что фотоматериалы, положенные в основу вывода о виновности Учреждения, не является допустимым доказательством, поскольку не свидетельствуют о проведении фотофиксации в даты и месте, указанные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, является несостоятельным, поскольку каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает. В соответствии с ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ они являются документальными доказательствами по делу об административном правонарушении, которые при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении получили надлежащую оценку судьи по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны допустимым доказательством относительно события административного правонарушения. Представленные фотоснимки являются приложением к акту осмотра от 09.11.2018г. (л.д.14), составленному правомочным должностным лицом и фиксируют обстоятельства, занесенные в постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 15-16).
Вопреки доводу жалобы, акт осмотра от 09.11.2018г, составленный сотрудником военной прокуратуры Тульского гарнизона, является допустимым доказательством, поскольку он был составлен должностным лицом в рамках его должностных обязанностей, в целях фиксации выявленных нарушений и отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и приведенных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Административное наказание назначено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление врио Главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России - майора медицинской службы Сальникова А.Н. от 29 января 2019 года N17, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности Поповой В.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.