Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Бойко Л.Н.
Камерзан А.Н.
при секретаре
Синициной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Цимбалист Татьяны Федоровны к администрации ЗАТО г. Североморск, комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Цимбалист Татьяны Федоровны
на решение Североморского районного суда Мурманской области от 06 июня 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Цимбалист Татьяны Федоровны к администрации ЗАТО г. Североморск, Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Бойко Л.Н, объяснения представителей истца Цимбалист Т.Ф. по доверенности Черновой И.О. и Чернова О.Е, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя администрации ЗАТО г. Североморск, комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Бальон В.Д, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Цимбалист Т.Ф. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО г. Североморск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что 27 февраля 2019 года она обратилась с заявлением в администрацию ЗАТО г. Североморск, в котором просила признать ее нуждающейся в жилом помещении, поставить на учет как имеющую право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на основании пункта 7 статьи 17 ФЗ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", однако 21 марта 2019 года ей в этом было отказано.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что истец с 25 февраля 2014 года по настоящее время зарегистрирована и пользуется квартирой, расположенной по адресу: город.., улица.., дом *, квартира *.
Вместе с тем, при вынесении решения об отказе в постановке на учет администрация ЗАТО г. Североморска не учла тот факт, что указанная квартира является собственностью сына истца Ц. М.А, а также тот факт, что проживание в однокомнатной квартире лиц разного пола недопустимо.
Указанным жилым помещением в связи с отсутствием собственного жилья истец пользуется на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 01 февраля 2014 года.
С учетом уточнения заявленных требований, истец просила признать незаконным отказ администрации ЗАТО г. Североморск от 21 марта 2019 года в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признать факт её нуждаемости в улучшении жилищных условий, обязать администрацию ЗАТО г. Североморск включить истца в отдельный список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата со дня подачи первоначального заявления - с 27 февраля 2019 года, признать за истцом право на получение социальной выплаты по указанной подпрограмме, как одиноко проживающего гражданина согласно Закону РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Определением суда от 29 апреля 2019 года к участию в деле привлечен в качестве соответчика комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск.
Истец Цимбалист Т.Ф. в судебное заседание не явилась, представители истца Чернова И.О. и Чернов О.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчиков - администрации ЗАТО г. Североморск и комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск Горбунов Г.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Цимбалист Т.Ф. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Ссылаясь на подпункт "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153, а также на положения пункта 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, указывает, что поскольку она постоянно совместно с сыном не проживает, членом семьи Цимбалиста М.А. не является.
В обоснование своей позиции также ссылается на пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", обращает внимание, что при совместном проживании членов семьи их объединяет ведение общего хозяйства и регистрация по одному адресу.
С учетом изложенного, настаивает, что она не является членом семьи собственника жилого помещения, а является съемщиком квартиры собственника, в связи с чем имеет право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставленной на жилищный учет.
Утверждает, что на нее не может распространяться действие Решения Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск от 27 февраля 2006 года N 123 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в ЗАТО г. Североморск", поскольку у нее отсутствует в собственности жилое помещение.
Считает, что в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку она относится к числу определенных законом категорий граждан, и одновременно является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обращает внимание, что для включения в список участия в целевой программе "Жилище" на 2015-2020 она должна состоять на жилищном учете, но поскольку администрация ЗАТО г. Североморска отказывается поставить ее на учет, она лишена возможности участвовать в целевой программе "Жилище".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации ЗАТО г. Североморск Горбунов Г.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Цимбалист Т.Ф. без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явилась истец Цимбалист Т.Ф, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие, поскольку её неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу пункта 7 статьи 17 названного Закона, гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых предусмотрено обеспечение один раз граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ГЖС).
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 названных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Необходимым условием для обеспечения истца, которая относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение, является ее нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
Согласно Решению Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск от 27 февраля 2006 года N 123 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в ЗАТО г.Североморск" установлена норма для признания за гражданином права на постановку на учет - 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 25 февраля 2014 года по настоящее время Цимбалист Т.Ф. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: город.., улица.., дом *, квартира *, принадлежащим на праве собственности сыну Ц. М.А, что подтверждается справкой формы N 9.
Согласно договору безвозмездного пользования жилым помещением (квартирой) от 01 февраля 2014 года, заключенному между Ц. М.А. и истцом, указанное жилое помещение предоставлено Цимбалист Т.Ф. в безвозмездное пользование для проживания в нем на период с 01 февраля 2014 года по 31 декабря 2020 года.
Согласно полученному из МБУ "МФЦ ЗАТО г. Североморск" ответу, основанием регистрации Цимбалист Т.Ф. в жилом помещении послужило заявление Ц. М.А. от 21 февраля 2014 года, в котором он просил зарегистрировать его мать Цимбалист Т.Ф. в жилом помещении в качестве члена его семьи.
27 сентября 2010 года Департаментом строительства и архитектуры администрации Брянской области истцу выдано удостоверение серии АД N *, согласно которому Цимбалист Т.Ф. добровольно выехала из зоны проживания с правом на отселение из поселка... Красногорского района Брянской области, проживала в зоне отселения в поселке... в период с 26 апреля 1986 года по 26 мая 2008 года; имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В период с 28 мая 2008 года по 26 ноября 2013 года Цимбалист Т.Ф. была зарегистрирована и проживала в жилом доме N * по улице... в поселке... Брянской области, принадлежащем на праве собственности Д. Н.Ф, что подтверждается справкой МБУ "МФЦ в Почепском районе" от 18 февраля 2019 года N 793.
27 февраля 2019 года, реализуя право, предоставленное федеральным законом и федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, истец обратилась с заявлением в администрацию ЗАТО г. Североморск о постановке на учет.
31 марта 2019 года в удовлетворении заявления истцу отказано на том основании, что она обеспечена жилым помещением в соответствии с нормой, установленной Решением Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск от 27 февраля 2006 года N 123 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в ЗАТО г. Североморск", в связи с чем не имеется оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении, принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Разрешая заявленные требования, установив, что истец, является членом семьи собственника жилого помещения и имеет самостоятельное право пользования жилым помещением на основании заключенного с ним договора, при этом размер занимаемой площади, приходящейся на истца, составляет более учетной нормы - 15,3 кв.м. (при установленной норме 12 кв.м), суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа администрации ЗАТО г. Североморск в признании истца нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом, и которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы стороны истца о том, что Цимбалист Т.Ф. и Ц. М.А. не составляют одну семью и не ведут совместное хозяйство, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Вместе с тем, гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В целях признания граждан малоимущими для постановки нуждающихся в жилых помещениях подлежит учету общая площадь жилого помещения, занимаемая заявителем и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности (в том числе общая площадь жилого помещения, в котором у заявителя и членов его семьи возникло право пользования таким жилым помещением по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации), вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения. При этом не имеет правового значения факт раздельного проживания с собственником при условии вселения им заявителя и членов его семьи в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является правильным, поскольку наличие на праве собственности у члена семьи истца жилого помещения исключает нуждаемость истца в улучшении жилищных условий и свидетельствует о несоответствии его критериям нуждаемости, установленным действующим законодательством.
Также судебная коллегия находит верным вывод суда о том, что в данном случае не имеет правового значения факт раздельного проживания с собственником, с учетом вселения собственником истца в принадлежащее ему жилое помещение в качестве члена семьи.
Принимая во внимание, что комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск не осуществляет функции по приему заявлений по вопросам постановки на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и в улучшении жилищных условий, суд правомерно указал на то, что исковые требований не подлежат удовлетворению и к данному ответчику.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что не имеется оснований и для возложения на администрацию ЗАТО г. Североморск обязанности по включению истца в отдельный список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата со дня подачи первоначального заявления с 27 февраля 2019 года, признанию за истцом право на получение социальной выплаты по указанной подпрограмме, как для одиноко проживающего гражданина согласно Закону РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, поскольку включение в указанный список носит заявительный характер, осуществляется после постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, фактически повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку выводов суда, изложенных в решении, не опровергают, и не содержат ссылку на какие-либо новые обстоятельства, ставящие под сомнение правильность постановленного судом решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу закона являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
При таком положении, судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 06 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цимбалист Татьяны Федоровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.