СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.
судей Пунегова П.Ф. и Тепляковой Е.Л.
при секретаре Буткиной А.В.
рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Усинск" на решение Усинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2019 года, по которому
удовлетворены исковые требования прокурора г. Усинска к администрации МОГО "Усинск" об обязании администрации организовать отлов и содержание безнадзорных животных в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу;
обязана администрация МОГО "Усинск" организовать на территории муниципального образования городского округа "Усинск" отлов и содержание безнадзорных животных в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л, объяснения прокурора Скворцовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Усинска в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - администрация МОГО "Усинск") об обязании организовать отлов и содержание безнадзорных животных в течение трех месяцев с момент вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование требований, что с "Дата обезличена" администрацией МОГО "Усинск" не исполняется обязанность по обеспечению отлова безнадзорных животных на территории "Адрес обезличен", в результате чего нарушаются права населения МОГО "Усинск" на благоприятную окружающую среду и создается угроза жизни и здоровью людей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми.
В судебном заседании помощник прокурора города Усинска иск поддержала.
Представитель администрации МОГО "Усинск" исковые требования не признала.
Представитель Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МОГО "Усинск" не согласна с решением суда и просит его изменить в части срока, установленного судом для исполнения обязанности по организации отлова и содержания безнадзорных животных.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора "Адрес обезличен" просит решение суда оставить без изменения, отклонив доводы жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены или изменения по доводам жалобы решения суда не усматривает.
В силу статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно пункту 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации" от 6 мая 2010 года N 54, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровью и благоприятную окружающую среду и недопущения возникновения случаев бешенства среди людей, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется регулирование численности безнадзорных животных, которое проводится в рамках реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем отлова безнадзорных животных и содержания их в специальных питомниках.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1, статье 5 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", который вступил в силу с 1 января 2016 года (статья 11 данного Закона), органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Переданные полномочия Республики Коми осуществляются органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в форме субвенций, предусматриваемых на осуществление государственных полномочий, и дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований Республике Коми.
Таким образом, в силу указанных норм закона с 1 января 2016 года органы местного самоуправления Республики Коми несут обязанность по организации мероприятий по отлову безнадзорных животных, в связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что с указанного периода администрация МОГО "Усинск" обязана осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случаях неисполнения этой обязанности несет ответственность.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела 28 апреля 2016 года Советом МОГО "Усинск" принято решение "Номер обезличен" осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории... за счет средств бюджета... сверх средств, предусмотренных в бюджете... в виде субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на осуществление переданных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Постановлением от 29 декабря 2017 года "Номер обезличен" администрации МО ГО "Усинск" утвердила Инструкции по отлову безнадзорных животных на территории... и по транспортировке безнадзорных животных на территории (л.д. 15-17).
В соответствии с пунктом 4 указанной Инструкции по отлову безнадзорных животных на территории... отлов безнадзорных животных производится специализированной службой по отлову безнадзорных животных или иными организациями, выполняющими данные работы на территории... на основании муниципального контракта
Мероприятия по отлову безнадзорных животных проводятся по заявкам организаций и граждан в соответствии с графиками, формируемыми администрацией ежеквартально (пункт 3 Инструкции).
Отлову вне графика (экстренные акции) подлежат безнадзорные животные, находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека, в случае, когда животные проявляют агрессию по отношению к человеку и другим животным, создают опасность для дородного движения, находятся на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах без сопровождения человека (пункт 7 Инструкции).
Однако, в ходе проверки, проведенной прокуратурой города Усинска, установлено, что с "Дата обезличена" мероприятия по отлову безнадзорных животных на территории... администрацией МОГО "Усинск" не организованы. При этом в 2018 году из бюджета Республики Коми были выделены субвенции на исполнение данного обязательства в размере... рубля, которые администрацией МОГО "Усинск" не освоены (л.д. 5, 9). Муниципальные контракты со специализированной службой по отлову безнадзорных животных либо иной организацией на выполнение указанных работ в период с "Дата обезличена" не заключались.
Однако, доказательств, того, что в указанный период отсутствовали основания для осуществления мероприятий по отлову безнадзорных животных, ответчиком суду не представлено.
Согласно объяснениям прокурора в суде первой инстанции, не опровергнутым администрацией МОГО "Усинск", с "Дата обезличена" возросла численность безнадзорных животных, и увеличилось количество случаев укуса собаками людей, что повлекло многочисленные обращения граждан по поводу отлова безнадзорных животных (л.д. 35).
Кроме того, "Дата обезличена" администрацией МОГО "Усинск" заключено соглашение "Номер обезличен" с... о предоставлении субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджету... на осуществление государственных полномочий Республики Коми по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, согласно пункту 2.1 которого в 2019 году предусмотрено выделение администрации МОГО "Усинск" субвенций на выполнение указанных мероприятий в размере... рублей.
Таким образом, в результате ненадлежащего исполнения администрацией МОГО "Усинск" обязанности по организации мероприятий по отлову безнадзорных животных нарушаются права населения, проживающего на территории... на благоприятную среду обитания и создается угроза причинения вреда их здоровью, что недопустимо.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, правомерно возложил на администрацию МОГО "Усинск" обязанность по организации на территории... отлова и содержания безнадзорных животных, установив в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ срок для исполнения этой обязанности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом установлен чрезмерно короткий срок с учетом того, что для заключения государственного контракта с организацией, которая будет осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, необходимо проведение аукциона, не могут быть приняты во внимание.
Обязательство осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории... принято администрацией МОГО "Усинск" в "Дата обезличена" и его исполнение не прекращено. С "Дата обезличена" у ответчика имелось достаточно времени для организации и проведения аукциона с целью заключения необходимого государственного контракта, однако мер по проведению аукциона администрацией не принято. Установленный решением суда срок - три месяца является достаточным для проведения процедур электронного аукциона. С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для увеличения срока, установленного судом первой инстанции для исполнения обязанности, возложенной на администрацию МОГО "Усинск" решением суда.
Кроме того, как следует из письменных возражений прокурора на апелляционную жалобу, на день апелляционного рассмотрения дела администрацией МОГО "Усинск" проведен электронный аукцион на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности безнадзорных животных на... по результатам которого "Дата обезличена" между ответчиком и... заключен соответствующий муниципальный контракт "Номер обезличен" (л.д.55).
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Усинск" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.