СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Машкиной И.М,
судей Вдовиченко С.В, Колесниковой Д.А,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2019 года апелляционную жалобу административного ответчика Бельский Е. А. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 июня 2019 года, которым
взысканы с Бельский Е. А, "Дата обезличена" года рождения, проживающего по адресу: "Адрес обезличен", "Адрес обезличен", - ИНН "Номер обезличен", в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воркуте (ИНН "Номер обезличен") транспортный налог за 2016 год в сумме 8350 рублей, пени по транспортному налогу за 2016-2018 годы - 974 рубля 74 копейки, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 459 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 годы - 28 рублей 91 копейка, задолженность по земельному налогу (ОКТМ "Номер обезличен") за 2015-2016 годы в размере 3480 рублей, пени по земельному налогу за 2016-2018 годы в размере 220 рублей 12 копеек, всего взыскано 13 512 рублей 77 копеек.
В доход муниципального образования городского округа "Воркута" с Бельский Е. А. взыскана государственная пошлина в сумме 400 рублей.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Колесниковой Д.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
инспекция ФНС по г.Воркуте Республики Коми подала в Воркутинский городской суд Республики Коми административное исковое заявление о взыскании с Бельского Е.А. задолженности по налогам на общую сумму 13 512 рублей 77 копеек, включая: транспортный налог (2016 год) - 8350 рублей, пени (2016-2018) - 974 рубля 74 копеек, налог на имущество (2016) - 459 рублей, пени (2016-2018) - 28 рублей 91 копейка, земельный налог с физических лиц (2015, 2016) - 3480 рублей, пени (2016-2018) - 220 рублей 12 копеек, указав в его обоснование, что, несмотря на направление требования об уплате налогов, обязанность по их уплате административным ответчиком не исполнена.
Стороны по делу, будучи извещены надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали, явку своих представителей не обеспечили. Направив письменный отзыв, административный ответчик ходатайствовал о пропуске срока обращения в суд с настоящим иском.
По итогам рассмотрения административного дела, судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не соглашаясь с постановленным судебным актом, в апелляционной жалобе административный ответчик Бельский Е.А, заявляя аналогичные указанным при подаче возражений на административные требования доводы о пропуске срока обращения в суд для подачи иска о взыскании обязательных платежей и санкций, просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного.
Стороны административного дела, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения административного дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего участия не обеспечили, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, требований статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По правилам статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлены основания, порядок и сроки уплаты земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налоговым периодом по земельному налогу в соответствии со статьей 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
В силу требований названной статьи налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок уплаты транспортного налога регламентирован положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 357 которого налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта. В соответствии со статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиками налога на имущество в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. По правилам указанной статьи объектом налогообложения признается квартира, расположенная в пределах муниципального образования.
В соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода, равного как предусмотрено в статье 405 названного Кодекса один год, отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По правилам статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Исполнение установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии со статьей 72 Налогового кодекса РФ обеспечивается, в том числе пеней, которой по правилам статьи 75 Налогового кодекса РФ признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Неуплата налога в установленный срок в порядке статьи 69 Налогового кодекса РФ является основанием направления налогоплательщику требования об уплате налога, которым признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить неуплаченную сумму налога в установленный срок. Требование oб уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налог не указан в этом требовании.
По правилам статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявлена недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При разрешении заявленных требований судом установлено, что Бельский Е.А. является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество.
В 2012 году на имя Бельского Е.А. было зарегистрировано транспортное средство марки "... " с государственным регистрационным знаком " "Номер обезличен"".
С 2004 года Бельский Е.А. является собственником "Адрес обезличен", расположенной по адресу: "Адрес обезличен"
В период с 5 декабря 2013 года по 23 июня 2017 года административный ответчик являлся собственником земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", расположенного по адресу: "Адрес обезличен", "Адрес обезличен" "Адрес обезличен".
В связи с тем, что объект налогообложения, земельный участок, находится в "Адрес обезличен", "Адрес обезличен", начисления земельного налога производились Инспекцией ФНС по "Адрес обезличен".
При прекращении 23 июня 2017 года права собственности налогоплательщика на имущество, находящееся по адресу: "Адрес обезличен", "Адрес обезличен", "Адрес обезличен", - КРСБ в ИФНС России по "Адрес обезличен" ( "Номер обезличен") закрыта 17 июля 2017 года и сальдовые остатки переданы в инспекцию по месту регистрации налогоплательщика в ИФНС по г. Воркуте ( "Номер обезличен").
Установлено, что Инспекцией ФНС по г. Воркуте Республике Коми налогоплательщику Бельскому Е.А. за 2016 год начислен транспортный налог в размере 8 350 рублей, за 2016 год налог на имущество физических лиц в размере 459 рублей, за 2015, 2016 годы - земельный налог в размере 3 480 рублей.
Из материалов дела следует, что административным истцом в порядке статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в установленный законом срок Бельскому Е.А. направлялись налоговые уведомления для уплаты налога, содержащие сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, а также сроках уплаты соответствующих налогов (л.д. 15, 21) со сроком уплаты налогов не позднее 1 декабря 2017 года, земельного налога за 2015 год - 1 декабря 2016 года соответственно.
В связи с отсутствием уплаты земельного налога за 2015 год Бельскому Е.А. 2 декабря 2016 года выставлено требование N 6015 об уплате земельного налога в размере 1740 рублей и пени в сумме 10 рублей 44 копеек до 23 января 2017 года (л.д. 18).
В последующем 20 октября 2017 года Бельскому Е.А. выставлено требование N 5915 об уплате налогоплательщиком сумм пени по ранее начисленным налогам на общую сумму 1014 рублей 30 копеек до 21 ноября 2017 года. Административному ответчику указано на то, что по состоянию на 20 октября 2017 года за ним числится общая задолженность в сумме 11 558 рублей 59 копеек, в том числе по налогам 10 297 рублей. В связи с отсутствием уплаты задолженности по налогам (транспортному, земельному, налогу на имущество) 12 февраля 2018 года Бельскому Е.А. направлено требование N 72 об уплате сумм названных налогов за 2017 год на общую сумму 10 549 рублей и пени в размере 199 рублей 03 копеек до 27 марта 2018 года (л.д.9).
Требования налогового органа по погашению образовавшейся задолженности по уплате транспортного и земельного налогов, налога на имущество, за заявленный период административным ответчиком не исполнены.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1. настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренного настоящим кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога сбора, пеней за счет имущества к наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, законодатель установилспециальный порядок обращения в суд с требованиями о взыскании сумм налога, санкций.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая решение по вопросу соблюдения административным истцом срока обращения с настоящим иском, суд с учетом приведенных требований закона пришел к обоснованному выводу о соблюдении административным истцом срока обращения в суд.
Проверяя правомерность данного вывода, судебная коллегия учитывает следующее.
Как усматривается из материалов дела, в связи с отсутствием погашения Бельским Е.А. имеющейся задолженности по уплате налога налоговым органом мировому судье было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании заявленных сумм.
Мировым судьей Паркового судебного участка г. Воркуты Республики Коми 6 декабря 2018 года был вынесен судебный приказ "Номер обезличен" о взыскании с Бельского Е.А. в пользу Инспекции ФНС России по г. Воркуте Республики Коми недоимки по налогам, пени в размере 13 512 рублей 77 копеек.
Исходя из фактических обстоятельств, даты выставления обязанному лицу соответствующих требований, заявление о взыскании с Бельского Е.А. сумм задолженности по налогам подано мировому судье в пределах установленного законом срока - в течение шести месяцев со дня, когда сумма подлежащих взысканию с налогоплательщика сумм превысила 3 000 рублей.
Так, согласно требованию N 6015 от 20 декабря 2016 года Бельскому Е.А. необходимо было произвести уплату недоимки налога на сумму 1740 рублей и пени на сумму 10 рублей 44 копеек (л.д.18).
Согласно требованию N 5915 от 20 октября 2017 года Бельским Е.А, вопреки доводам последнего об обратном, подлежали уплате лишь пени на сумму 1 014 рублей 30 копеек (л.д.12), поскольку отображенные в данном требовании суммы налогов подлежали согласно уведомлению от 20 сентября 2017 года N60826408 уплате не позднее 1 декабря 2017 года, а равно даты, следующей за установленным в данном требовании сроком уплаты задолженности, что, в свою очередь, свидетельствует о том, общая сумма налога, пени, подлежащая взысканию на дату выставления требования от 20 октября 2017 года была менее 3000 рублей.
При указанных обстоятельствах течение срока обращения в суд с административным иском следовало бы исчислять по истечении трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога - с 20 декабря 2016 года (л.д.18).
Между тем, как указывалось выше, ввиду неисполнения Бельским Е.А. обязанности по уплате налогов (транспортному, земельному, налогу на имущество) 12 февраля 2018 года Бельскому Е.А. направлено требование N 72 об уплате сумм названных налогов за 2017 год на общую сумму 10 549 рублей и пени в размере 199 рублей 03 копеек.
Таким образом, в силу продпункта 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, шестимесячный срок на обращение в суд в рассматриваемом случае при установленных обстоятельствах необходимо исчислять с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании N72 от 12 февраля 2018 года, когда размер взыскиваемых сумм превысил 3000 рублей, то есть с 28 марта 2018 года, в связи с чем, срок на обращение в суд истекал 28 сентября 2018 года.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье Паркового судебного участка г.Воркуты Республики Коми 10 сентября 2018 года, что находит свое подтверждение в реестре переданных заявлений о выдаче судебного приказа, содержащим дату, подпись и штамп судебного участка, то есть с заявлением о взыскании недоимки, пени по налогу налоговый орган обратился в установленные законом сроки.
Судебный приказ о взыскании недоимки и пени по налогам с Бельского Е.А. в пользу ИФНС России по г. Воркуте Республики Коми, который впоследствии был отменен, вынесен 6 декабря 2018 года, что не может служить основанием исходя из процессуальных сроков вынесения судебного приказа и на что в своей жалобе ссылается административный ответчик, для выводов о пропуске срока на обращение в суд с таким заявлением.
Вопреки доводам жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд, изложенное свидетельствует о том, что при обращении к мировому судье установленный срок налоговым органом не пропущен.
Из обстоятельств дела следует, что определением мирового судьи Паркового судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 21 декабря 2018 года ранее вынесенный судебный приказ отменен.
Положениями пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку административное исковое заявление налоговым органом подано 23 апреля 2019 года посредством почтового отправления (вх. штамп суда 24 апреля 2019 года), то есть в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения от 21 декабря 2018 года об отмене судебного приказа от 6 декабря 2018 года, срок на подачу настоящего административного искового заявления в суд, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, административным истцом не пропущен.
Делая вывод о пропуске налоговым органом срока обращения в суд, административный ответчик исчислял установленный срок по каждому налогу в отдельности, что не согласуется с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных требований закона исчисление срока обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени по налогу в зависимости от подлежащего уплате налога неправомерно.
Исходя из положений пунктов 2 и 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации выставлению в адрес налогоплательщика требования об уплате налога предшествует направление налогового уведомления. Приказом Министерства финансов Российской Федерации Федеральной налоговой службы от 7 сентября 2016 года NММВ-7-11/477@ в соответствии с пунктом 3 статьи 52 части первой Налогового кодекса Российской Федерации утверждена форма налогового уведомления, которая предусматривает указание сумм всех налогов, подлежащих уплате, помимо информации о периоде, за который подлежит уплате налог.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном пропуске административным истцом срока обращения в суд с исковым заявлением необоснован, поскольку, материалами дела подтверждается, что административным истцом своевременно принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, выражалась воля на взыскание с Бельского Е.А. неуплаченной суммы налогов и пени в принудительном порядке.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами городского суда и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Бельский Е. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.