Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Гахраманова А.Ш.о. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости трёх нежилых зданий,
установил:
Гахраманов А.Ш. обратился с административным иском об установлении кадастровой стоимости здания магазина N "Номер обезличен" с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости в размере 709000 рублей; здания магазина с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости в размере 479000 рублей, а также здания магазина с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости в размере 196000 рублей. Также административный истец просил взыскать судебные расходы в размере 46900 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником данных объектов недвижимости, кадастровая стоимость зданий выше рыночной стоимости и влияет на размер уплачиваемого им налога на имущество физических лиц.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, до судебного заседания направил отзыв на административное исковое заявления, в котором не возражал против заявленных требований и оставил из разрешение на усмотрение суда.
Определением судьи от 11.04.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, до судебного заседания направил возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении требований к ФГБУ "ФКП Росреестра", как к ненадлежащему ответчику.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом её определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.
Административный истец является собственником здания магазина N "Номер обезличен" с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; здания магазина с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; здания магазина с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", а также является плательщиком налога на имущество физических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом (правопреемник - Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений) от 30.11.2015 N 329Д утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми по состоянию на 01.01.2015.
Согласно указанным результатам по состоянию на 01.01.2015 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер обезличен" установлена в размере 1488935 рублей 54 копеек, а объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер обезличен" - в размере 787861 рубля 45 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12.12.2015.
Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30.11.2015 N 329Д также утверждены средние удельные показатели.
Согласно данным удельным показателям по состоянию на 01.01.2015 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером "Номер обезличен" определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми в размере 360478 рублей 29 копеек на основании пункта 4.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 113).
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18.10.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Согласно представленному отчёту N 22/02/19 от 28.02.2019 об оценке нежилого здания с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на 01.01.2015, рыночная стоимость объекта недвижимости составила 709000 рублей.
Согласно представленному отчёту N 22-1/02/19 от 28.02.2019 об оценке нежилого здания с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на 01.01.2015, рыночная стоимость объекта недвижимости составила 479000 рублей.
Согласно представленному отчёту N 22-2/02/19 от 04.03.2019 об оценке нежилого здания с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на 01.01.2015, рыночная стоимость объекта недвижимости составила 196000 рублей.
По ходатайству административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений определением суда от 07.05.2019 была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорных нежилых зданий.
Согласно экспертному заключению N 038ОКС-2019 от 25.06.2019, представленные отчёты не соответствуют законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на 01.01.2015 составила 955000 рублей, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на 01.01.2015 составила 625000 рублей, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер обезличен" по состоянию на 01.01.2015 составила 344000 рублей.
Поскольку экспертное заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и не вызывало у суда сомнений в достоверности, стороны не заявили ходатайств о назначении повторной экспертизы, тем самым не оспорили выводы экспертного заключения, суд считает необходимым установить стоимостью спорных объектов недвижимости согласно экспертному заключению.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости направлено административным истцом по почте в суд 05.04.2019, следовательно, кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости должна быть установлена с 01.01.2019.
Рассматривая вопрос о надлежащих ответчиках по данному делу, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Как указано в абзаце 1 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг, в том числе, в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 приказа Росреестра от 12 мая 2015 года N П/210 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Поскольку кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер обезличен" была определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, то надлежащими административными ответчиками по требованию в указанной части являются Управление Росреестра по Республике Коми и ФГБУ "ФКП Росреестра", а по требованиям в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер обезличен" и "Номер обезличен" - Управление Росреестра по Республике Коми и Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Рассматривая требования административного истца о взыскании судебных расходов, суд пришёл к следующим выводам.
Административным истцом заявлено требование о возмещении понесенных судебных расходов в размере 40000 рублей за услуги оценщика по определению рыночной стоимости объектов недвижимости; 6000 рублей - за юридические услуги по составлению административного искового заявления, а также 900 рублей - расходы по уплате государственной пошлины.
В подтверждение своих доводов административный истец представил квитанцию на 40000 рублей об уплате денежной суммы оценщику и квитанцию об уплате 6000 рублей за услуги по составлению административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, также относятся другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Поскольку предоставление отчета является необходимым, суд считает указанные расходы судебными расходами.
Также суд признаёт расходы по составлению административного искового заявления необходимыми расходами и считает необходимыми расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей, что не зависит от цены иска и подтверждается чеком-ордером.
Тем не менее, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 11.07.2017 N 20-П, суд не находит оснований для возложения бремени несения судебных расходов по объекту недвижимости с кадастровым номером "Номер обезличен" на административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", поскольку отклонение кадастровой стоимости, установленной в рамках массовой оценки по указанному объекту от его рыночной стоимости, является незначительным расхождением, и представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" не возражал против удовлетворения заявленных требований.
При условии, что кадастровая стоимость здания с кадастровым номером "Номер обезличен" установлена в размере 344000 рублей, а была 360478 рублей 29 копеек, то разница при пропорциональном расчёте составила 4,79% ((360478,29 х 100% / 344000) - 100% = 104,79% - 100% = 4,79%), что, по мнению суда, не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости.
По возмещению судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела по объектам недвижимости с кадастровыми номерами "Номер обезличен" и "Номер обезличен", суд приходит к следующему.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Следовательно, судебные расходы в указанной части необходимо взыскать с Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений пропорционально удовлетворенным к указанному Министерству требованиям:
- 26666 рублей 67 копеек - за услуги по составлению отчёта (2/3 от 40000 рублей),
- 4000 рублей - за услуги по составлению административного искового заявления (2/3 от 6000 рублей),
- 600 рублей - за расходы по уплате государственной пошлины (2 объекта недвижимости).
Итого 31266 рублей 67 копеек.
Руководствуясь статьями 175-180, 249, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Гахраманова А.Ш.о. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер обезличен" в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью... кв.м, с кадастровым номером "Номер обезличен", расположенного по адресу: "Адрес обезличен", в размере его рыночной стоимости 344000 (трёхсот сорока четырёх тысяч) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Административное исковое заявление Гахраманова А.Ш.о. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер обезличен" и "Номер обезличен" в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью... кв.м, с кадастровым номером "Номер обезличен", расположенного по адресу: "Адрес обезличен", в размере его рыночной стоимости 955000 (девятисот пятидесяти пяти тысяч) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью... кв.м, с кадастровым номером "Номер обезличен", расположенного по адресу: "Адрес обезличен", в размере его рыночной стоимости 625000 (шестисот двадцати пяти тысяч) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Гахраманова А.Ш.о. о пересмотре кадастровой стоимости считать 05 апреля 2019 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами "Номер обезличен", "Номер обезличен" и "Номер обезличен".
Взыскать с Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в пользу Гахраманова А.Ш.о. понесённые судебные расходы в размере 31266 (тридцати одной тысячи двухсот шестидесяти шести) рублей 67 копеек.
В удовлетворении требований Гахраманова А.Ш.о. о взыскании судебных расходов в оставшейся части в размере 15633 (пятнадцати тысяч шестисот тридцати трёх) рублей 33 копеек, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья И.В.Пластинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.