Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Ватолиной Ю.А,
судей Ивашуровой С.В, Клюевой С.А,
при секретаре Сухановой А.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Клюевой С.А. дело по апелляционному представлению заместителя военного прокурора Калужского гарнизона на решение Козельского районного суда Калужской области от 23 апреля 2019 года по иску заместителя военного прокурора Калужского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о понуждении к регистрации права на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛА:
19 февраля 2019 года заместитель военного прокурора Калужского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации, обратившись в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, уточнив требования, просил обязать Министерство обороны Российской Федерации принять меры по оформлению и регистрации прав собственности на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Козельского района Калужской области, общей площадью 344,2 кв. метра, инв.NГМ3000000008317, призывной пункт, общей площадью 94,9 кв. метров, инв.NГМ3000000008270, расположенные по адресу: "адрес", в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу; обязать ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России принять меры по оформлению и регистрации прав оперативного управления на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Козельского района Калужской области, общей площадью 344,2 кв. метра, инв.N ГМ3000000008317, призывной пункт, общей площадью 94,9 кв. метров, инв.NГМ3000000008270, расположенные по адресу: "адрес", за ФГКУ ""Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что между ФГКУ "Центральное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации (Ссудодатель) и ФКУ "Военный комиссариат Калужской области" (Ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 27 декабря 2018 года NПр/71, согласно которому Ссудодатель передает в безвозмездное пользование Ссудополучателю недвижимое имущество, используемое военным комиссариатом Калужской области и его структурными подразделениями, расположенными на территории Калужской области. До настоящего времени ответчики не приняли мер по оформлению и государственной регистрации права собственности и оперативного управления на указанное недвижимое имущество, что может повлечь его незаконное изъятие из состава федеральной собственности и причинить ущерб интересам и обороноспособности государства.
В судебном заседании представитель истца военной прокуратуры Калужского гарнизона - и.о. прокурора Козельского района Калужской области Гладских К.И. исковые требования поддержал.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В представленных возражениях просил в иске отказать, ссылаясь, в том числе на то, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу.
Ответчик ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в судебное заседание своего представителя не направил. В представленном отзыве просил исковые требования оставить без удовлетворения.
Третье лицо ФКУ "Военный комиссариат Калужской области", извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 23 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора Калужского гарнизона отказано.
В представлении заместителя военного прокурора Калужского гарнизона ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона.
Проверив материалы дела, выслушав представителя военной прокуратуры Калужского гарнизона Танова Г.А, поддержавшего представление, обсудив доводы представления, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения о собственнике нежилого здания военного комиссариата Козельского и Перемышльского районов, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер "94", 1956 года постройки, а также нежилого здания призывного пункта Козельского и Перемышльского районов, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер "99", 1977 года постройки, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается соответствующими выписками от 07 декабря 2018 года, имеющимися в материалах дела.
Также из материалов дела следует, что ФГКЭУ "Калужская квартирно-эксплуатационная часть" передало, а ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России приняло имущество и документацию согласно списку, в котором в п.386 значится здание военного комиссариата Козельского района, по адресу: "адрес", а в п.388 указанного списка - здание призывного пункта, расположенное по тому же адресу, о чем составлен акт.
В соответствии с договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом NПр/71 от 27 декабря 2018 года ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России передало в безвозмездное пользование военному комиссариату Калужской области, кроме прочего, здание военного комиссариата Козельского района Калужской области, общей площадью 344,2 кв. метра, инв.NГМ3000000008317, призывной пункт, общей площадью 94,9 кв. метров, инв.NГМЗ000000008270, расположенное по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2007 года N 1132).
В силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с пунктом 2 раздела II Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", имущество вооруженных сил Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные нежилые помещения в силу прямого указания закона относятся к федеральной собственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (введен в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть с 31 января 1998 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
При этом, как верно указал суд, доказательств тому, что Министерство обороны, являясь лицом, осуществляющим в отношении спорного недвижимого имущества правомочия собственника, каким-либо способом выразило согласие на передачу данного имущества третьим лицам, в материалы дела не представлено. Напротив здание военного комиссариата и призывного пункта используются по назначению.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе истцу в иске является правильным.
Доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены либо изменения решения суда, представление заместителя военного прокурора Калужского гарнизона не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Козельского районного суда Калужской области от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя военного прокурора Калужского гарнизона - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.