Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Пика А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю Серединой А.С.
на решение Александровского районного суда Ставропольского края от 13 мая 2019 года
и по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю Серединой А.С.
на дополнительное решение Александровского районного суда Ставропольского края от 11 июня 2019 года
по административному исковому заявлению Масаевой З.С, Гакаева С.Б, Масаевой Р.С..-А, Скворцовой Л.А, Броздовой Н.А. к Межмуниципальному отделу по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольскому краю о признании решений незаконными и возложении обязанности зарегистрировать право общей долевой собственности и провести кадастровый учет
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Масаева З.С, Гакаев С.Б, Масаева Р.С.-А, Скворцова Л.А, Броздова Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастр картографии (далее по тексту - Управления Росреестра) по Ставропольскому краю, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю о признании незаконными решений и возложении обязанности зарегистрировать право общей долевой собственности и провести кадастровый учет.
В обоснование иска указано, что по результатам рассмотрения заявления под номером "... ", "... " от 22 ноября 2018 г. об осуществлении действий по кадастровому учету и регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Александровский район, с. Садовое, Управлением Росреестра по Ставропольскому краю (Александровский отдел) 05 декабря 2018 г. принято решение N"... " о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету.
Приостановление связано с не предоставлением на государственную регистрацию документов, на основании которых у истцов возникает право собственности на земельный участок. Не представлены судебные решения о признании права собственности Масаевой З.С. и Гакаева С.Б, а решения Александровского районного суда Ставропольского края об установлении факта владения на праве собственности земельной долей за Масаевой З.С. и Гакаевой С.Б. не являются документами, подтверждающими их право собственности на земельный участок.
Считают, что регистратор дал неверную правовую оценку предоставленным документам, что привело к необоснованном приостановлению регистрационных действий.
Документы, по их мнению, были предоставлены в полном объеме.
Право собственности Масаевой З.С. на земельную долю, принадлежащую наследодателю Масаеву А.Н, возникло с момента открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя - с 14 декабря 2005 г, что установлено решением Александровского районного суда от 08 декабря 2009 г. по делу N "... ".
Гакаеву С.Б. в 1993 году, как работнику СХП "Садовое" была выделена земельная доля общей площадью 9,2 га в коллективной долевой собственности, что установлено решением Александровского районного суда от 08 декабря по делу N "... ". Поскольку решение суда подтверждает факт принадлежности земельной доли Гакаеву С.Б. на праве собственности, возникшей до 1998 г, решение суда имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Административные истцы обратились апелляционную комиссию по обжалованию принятого 05 декабря 2018 г. Управлением Росреестра по Ставропольскому краю (Александровский отдел) решения N"... ".
Решением заседания апелляционной комиссии Росреестра N148 от 25 декабря 2018 г. данное заявление отклонено.
Считая такие решения нарушающими их права собственников, связанные с владением, пользованием и распоряжением принадлежащим им недвижимым имуществом, административные истцы просили признать незаконным решение о приостановлении действий по государственному кадастровому учету государственной регистрации прав в отношении земельного участка кадастровым (условным) номером "... ", расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Александровский р-н, в плане земель СХП "Садовое", документы на которые были представлены заявлениями N"... ", "... " от 12 ноября 2018 г.; обязать Межмуниципальный отдел по Минераловодскому и Александровскому районам Управления Росреестра по Ставропольскому краю зарегистрировать право общей долевой собственности и осуществить кадастровый учет вышеуказанного земельного участка с кадастровым (условным) номером "... "; признать незаконными решение апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета N "... " от 25 декабря 2008 г, принятое по результатам рассмотрения заявления "... " от 19 декабря 2018 г, и решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 05 декабря 2018 г. N"... ", принятое по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 22 ноября 2018 г. N"... ".
Решением Александровского районного суда Ставропольского края от 13 мая 2019 г. административное исковое заявление Масаевой З.С, Скворцовой Л.А, Масаевой Р.С.-А, Гакаева С.Б, Броздовой Н.А. удовлетворено частично.
Решение Межмуниципального отдела по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Ставропольскому краю N"... "от 05 декабря 2018 г. о приостановлении действий государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, р-н Александровский, в плане земель СХП "Садовое", документы на которые были представлены Масаевой З.С, Скворцовой Л.А, Масаевой Р.С.-А, Гакаевым С.Б, Броздовой Н.А. с заявлением N"... " от 22 ноября 2018 г, признано незаконным.
В удовлетворении административных исковых требований Масаевой З.С, Скворцовой Л.А, Масаевой Р.С.-А, Гакаева С.Б, Броздовой Н.А. о возложении обязанности на Межмуниципальный отдел по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать право общей долевой собственности и осуществить кадастровый учет отказано.
Дополнительным решением Александровского районного суда Ставропольского края от 11 июня 2019 г. на Межмуниципальный отдел по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Масаевой З.С, Скворцовой Л.А, Масевой Р.С.-А, Гакаева С.Б, Броздовой Н.А. под номером "... " от 22 ноября 2018 г. об осуществлении действий по кадастровому учету и регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимости - земельного участка, расположенного в Ставропольском крае, Александровском районе, в плане земель СХП "Садовое", с кадастровым (условным) номером "... ".
При этом на административных ответчиков возложена обязанность сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Ставропольскому краю Середина А.С. считает необоснованным и незаконным решение суда в части признания незаконным peшения Межмуниципального отдела по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю N "... " от 05 декабря 2018 г.
С 01 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с положениями которого сведения Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащими в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными статье 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникают при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав административными истцами представлено решение Александровского районного суда Ставропольского края от 08 декабря 2009 г, согласно которому установлен факт принадлежности на праве собственности Масаевой З.С, наследнице первой очереди, земельного участка площадью 9,2 га, расположенного в плане земель СХП "Садовое" Александровского района, принадлежащего на праве собственности ее супругу Масаеву А.Н, умершему 14 декабря 2005 г, а также представлено решение Александровского районного суда Ставропольского края от 08 декабря 2009 г, согласно которому установлен факт принадлежности на праве собственности Гакаеву С.Б. земельного участка площадью 9.2 га, коллективно-долевой собственности, расположенного в плане невостребованных земель СХП "Садовое" Александровского района.
Однако для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не представлены судебные решения о признании права собственности Масаевой З.С. и Гакаева С.Б. на земельный участок, расположенный в плане земель СХП "Садовое" Александровского района Ставропольского края.
Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим только факт, имеющий юридическое значение, и не является документом, определяющим возникновение права, в связи с чем такое решение не может являться правоустанавливающим документом для государственной регистрации.
Просит отменить решение суда в части признания незаконным решения Межмуниципального отдела по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю N "... " от 05 декабря 2018 г. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение суда представитель Управления Росреестра по Ставропольскому краю Середина А.С. указывает, что в мотивировочной части решения Александровского районного суда Ставропольского края от 13 мая 2019 г. указаны нормативно- правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, a также обоснования по вопросам, указанным в ч. 6 ст. 180 КАС РФ, что нашло отражение в резолютивной части решения суда, а именно: в выводах об удовлетворении административного иска в части, а также в выводах суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела.
Исковое требование административных истцов о возложении на регистрирующий орган обязанности зарегистрировать право общей долевой собственности и осуществить государственный кадастровый учет было рассмотрено судом, и по данному требованию судом принято решение об отказе в его удовлетворении.
Однако в дополнительном решении суд, ссылаясь на п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, приходит к выводу, что в решении суда от 13 мая 2019 г. судом не указано, какие соответствующие действия обязан совершить административный ответчик.
Ответчиком по данному административному исковому заявлению выступает Межмуниципальный отдел по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю, который являясь структурным подразделен Управления и не обладая гражданской, гражданской процессуальной и административной процессуальной правоспособностями, не может иметь какие-либо самостоятельные материальные и процессуальные права и обязанности, и соответственно, не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.
Просит дополнительное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Возражений на апелляционные жалобы не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, сведений о причинах неявки не предоставили и не просили об отложении дела слушанием.
Принимая во внимание, что административные истцы и административные ответчики надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя административных истцов - адвоката Долбня В.В, действующую по ордеру N "... " от 27 августа 2019 г. и в соответствии с доверенностями, полагавшую решение и дополнительное решение законными и обоснованными, а апелляционные жалобы - несостоятельными, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены вынесенных по делу судебных актов по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Такие существенные нарушения норм материального права и процессуального закона допущены судом первой инстанции при рассмотрении возникшего между сторонами спора.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, по настоящему делу возник спор относительно законности и обоснованности решения территориального отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав административных истцов на земельный участок с кадастровым номером "... ", выделяемый из земельного участка с кадастровым номером "... ", относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 368194 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, р-н Александровский, в плане земель СХП "Садовое", находящегося в коллективно-долевой собственности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (ред. от 06 июня 2019 г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту - Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), названный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
При этом действие Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации и изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05 декабря 2008 г, в редакции от 17 июля 2019 г.) на вопрос о том, обязательно ли при рассмотрении дел о выделении земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения привлекать к участию в деле всех собственников земельных долей на земельный участок, Верховным Судом Российской Федерации дан следующий ответ.
Ответ: В силу статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения установлен статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Данной нормой установлено, что местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности.
Если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, то участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка (пункт 3 статьи 13 указанного Закона).
Если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (в соответствии с пунктом третьим названной статьи) не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.
В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде (пункт 4 статьи 13 Закона).
По смыслу статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", к участию в деле в качестве ответчиков в обязательном порядке судом должны привлекаться участники долевой собственности, заявившие свои возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка.
Лица, заявившие возражения в суде за пределами срока, установленного в пункте 3 статьи 13 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", также подлежат привлечению к участию в деле.
Что касается остальных участников долевой собственности, от которых возражений не поступало, то их привлечение к участию в деле не является обязательным.
Как видно из материалов настоящего административного дела, истцами заявлены требования о признании незаконными решений регистрирующего органа о приостановлении государственного кадастрового учета и осуществления государственной регистрации прав на земельный участок, выделенный из исходного земельного участка, находящегося в коллективно-долевой собственности, и судя по материалам дела, обремененного правом аренды.
Согласно пункту 2.1 статьи 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего до 01 января 2017 г, государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц, может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола данного общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.
Аналогичное законоположение сохранено и в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 1 части 10 статьи 47).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Разрешая спор о законности решения регистрирующего органа относительно выдела земельного участка, образованного путем выдела из исходного, отнесенного к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, суд в данном случае должен учитывать особенности, предусмотренные Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 данного федерального закона, которым регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, а также устанавливаются правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Пунктами 3 и 4 этой же статьи указанного федерального закона предусмотрено, что земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется, а если указанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В соответствии с подпунктами 2 - 4 и 6 пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения: об утверждении проекта межевания земельных участков; об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков; об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков; о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе об объеме и о сроках таких полномочий.
Таким образом, все вопросы, касающиеся межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, их раздела, выдела, сделок с подобными земельными участками, находящимися в общей долевой собственности, разрешаются общим собранием участников долевой собственности, при этом в случае, если проект межевания утвержден решением общего собрания участников общей долевой собственности, возражения сособственников участка, проголосовавших "против", не являются препятствием для выделения земельных участков в соответствии с проектом межевания.
При наличии у кого-либо из сособственников исходного земельного участка волеизъявления, отличного от волеизъявления большинства участников общего собрания, такой собственник земельной доли, в силу пункта 5 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вправе требовать выделения земельного участка в счет принадлежащих ему земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 этого же закона, и распорядиться выделенным земельным участком по своему усмотрению.
Таким образом, в силу системного толкования норм Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент вынесения решений об установлении факта принадлежности заявителям земельных долей на праве собственности), а также Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 01 января 2017 г, для разрешения возникшего спора о законности решения Управления Росреестра о приостановлении регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав административных истцов на выделяемый земельный участок, со ссылкой на невозможность регистрации права в связи с непредставлением документа, подтверждающего право собственности на земельный участок, суду следовало привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц собственников земельного участка, из которого производится выдел, и арендатора (арендаторов) исходного участка.
Указанная позиция была сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 17.11.2015 N 306-КГ15-8301, последовательно изложена в ряде определений Верховного Суда Российской Федерации административной, гражданской, а также судебной коллегии по экономическим спорам при разрешении дел данной категории.
Например, в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2019 N 18-КГ18-254; определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.03.2019 N 304-КГ18-22555 по делу N А70-13041/2017; в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.03.2019 N 18-КГ18-271 и т.д.
Действующее законодательство предусматривает, что суд может правильно определить вид судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, только после определения юридически значимых обстоятельств, выяснения правовой позиции заинтересованных лиц и установления наличия либо отсутствия спора относительно соблюдения порядка и процедуры выделения земельного участка в счет принадлежащих истцам земельных долей, границ и местоположения земельного участка и т.д, то есть в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Требования Масаевой З.С, Гакаева С.Б, Масаевой Р.С.-А, Скворцовой Л.А. и Броздовой Н.А. о признании незаконными решений Межмуниципального отдела по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю и Управлению Росреестра по Ставропольскому краю и возложении обязанности зарегистрировать право общей долевой собственности и провести кадастровый учет подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, установленном нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующего производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, только в случае отсутствия самого спора о праве на выдел земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения; при отсутствии возражений на выдел со стороны арендатора исходного земельного участка.
В противном случае, при наличии спора о законности выдела земельного участка, образованного из исходного земельного участка, требования административных истцов подлежат уточнению и рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить допущенные нарушения.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Александровского районного суда Ставропольского края от 13 мая 2019 года и дополнительное решение Александровского районного суда Ставропольского края от 11 июня 2019 года отменить.
Материалы административного дела по административному исковому заявлению Масаевой З.С, Гакаева С.Б, Масаевой Р.С.-А, Скворцовой Л.А, Броздовой Н.А. к Межмуниципальному отделу по Минераловодскому району и Александровскому району Управления Росреестра по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольскому краю о признании решений незаконными и возложении обязанности зарегистрировать право общей долевой собственности и провести кадастровый учет направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Апелляционную жалобу на решение суда и апелляционную жалобу на дополнительное решение суда представителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю Серединой А.С. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.