Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Валиевой И.Р.,
рассмотрев жалобу начальника юридического отдела администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан Аксановой Г.Ф. на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 03 июля 2019 года, которым:
постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Н N 02023/18/347491 от 31 мая 2019 года о привлечении администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан к административной ответственности, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Н. N 02023/18/347491 от 31 мая 2019 года администрация городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан привлечена к административной ответственности, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 6 - 7).
Судьей Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан 03 июля 2019 года по жалобе администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан вынесено вышеприведенное решение (л.д. 48 - 54).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, начальник юридического отдела администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан Аксанова Г.Ф. просит состоявшиеся постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить (л.д. 58 - 60).
Законный представитель администрации и должностное лицо, вынесшее постановление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 ст. 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что решением судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан по делу N 2-1386/2015, вступившего в законную силу 19 ноября 2015 года, постановлено обязать администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан обустроить тротуар с твердым покрытием вдоль всей протяженности по ул. Спортивной г. Нефтекамск по обеим сторонам проезжей части улицы в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании исполнительного листа серии ФС N 008953027, выданного по данному решению суда, 23 мая 2016 года судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство, с требованием в 5-дневный срок исполнения требований исполнительного листа (л.д. 43).
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 14 октября 2016 года вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора 50 000 рублей (л.д. 42).
Постановлением от 22 июня 2017 года назначен новый срок исполнения - до 26 июня 2017 года (л.д. 41), при этом требования исполнительного документа в установленный срок должником не выполнены.
В связи с этим судебным приставом-исполнителем 28 июня 2017 года администрация привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
После наложения административного штрафа должнику неоднократно назначались новые сроки исполнения требований исполнительного документа, в очередной раз - до 30 ноября 2018 года, однако требования исполнительного документа должником так исполнены не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 04 декабря 2018 года протокола об административном правонарушении N 800/01, вынесения постановления заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Н N 02023/18/347491 от 31 мая 2019 года и привлечения администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан к административной ответственности, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина администрации подтверждаются материалами дела, а именно:
протоколом по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ N 800/01 от 04 декабря 2018 года;
исполнительным листом от 04 августа 2015 года (л.д. 44);
постановлением о возбуждении исполнительного производства от 23 мая 2016 года (л.д. 43);
постановлением о взыскании исполнительского сбора от 14 октября 2016 года (л.д. 42);
постановлениями о назначении нового срока исполнения от 22 июня 2017 года, от 04 сентября 2017 года, от 15 февраля 2018 года, от 21 мая 2018 года, от 01 августа 2018 года, от 07 сентября 2018 года, от 19 ноября 2018 года (л.д. 29, 31, 33, 35, 37, 39, 41);
постановлениями о наложении штрафа от 28 июня 2017 года, от 11 сентября 2017 года, от 26 февраля 2018 года, 28 мая 2018 года, от 14 августа 2018 года, от 25 сентября 2018 года (л.д. 30, 32, 34, 36, 38, 40) и иными материалами дела.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление должностного лица, судья городского суда обоснованно исходил из того, что установленные обстоятельства дела свидетельствуют о правильной квалификации совершенного администрацией деяния.
Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что администрация городского округа г. Нефтекамск, являясь должником по исполнительному производству, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера.
Оценка имеющихся доказательств произведена судьей городского суда по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Все доводы жалобы об отсутствии вины администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в том числе о том, что производятся все возможные мероприятия, направленные на исполнение требований исполнительного документа были предметом рассмотрения судьи городского суда и обоснованно отвергнуты как несостоятельные, оснований для переоценки выводов судьи, изложенных в решении, не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или субъекта Российской Федерации.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ наступает в случае неисполнения должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора. При этом существенными условиями для привлечения к административной ответственности за неисполнение исполнительного документа является нарушение должником установленного судебным приставом-исполнителем срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также отсутствие уважительных причин неисполнения. Административная ответственность по указанной норме не ставится в зависимость от характера неимущественных обязательств по исполнительному документу.
Как должник по исполнительному производству администрация городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан не только имеет права, но и несет обязанности в соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ, неисполнение которых влечет, в том числе, административную ответственность.
Материалы дела не свидетельствуют, что должником были приняты своевременно все зависящие от него и исчерпывающие меры, направленные на исполнение конкретного судебного решения в срок.
Доводы жалобы о том, что 07 июня 2018 года между администрацией и ООО "Танып" заключен муниципальный контракт на выполнение ремонта дорог, со сроком исполнения до 31 августа 2020 года не является основанием для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку на даты вынесения постановления и привлечения администрации к ответственности, неисполнение требований исполнительного документа имело место быть.
Доводы о наличии непреодолимой силы - отсутствия благоприятные погодных условий для укладки асфальта, с учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа (с 2015 года), также не является основанием для освобождения должника от ответственности, как и доводы о недостаточном финансировании.
Указанные заявителем причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П).
Доказательств, подтверждающих объективное существование уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для исполнения, в материалах дела не имеется. В этой связи полагать, что отсутствует вина администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, оснований не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан допущено не было.
При таком положении оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Н. N 02023/18/347491от 31 мая 2019 и решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 03 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан оставить без изменения, жалобу начальника юридического отдела администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан Аксановой Г.Ф. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка: судья Рахматуллина З.М.
Дело N33а-21-919/2019
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.