Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Кычкиной Н.А., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием прокурора Марковой Д.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 30 мая 2019 года, которым
по делу по иску заместителя прокурора города Мирный РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), МКУ "Мирнинское районное управление образования" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), Администрации МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) о понуждении произвести определенные действия,
постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования Мирнинский район", Муниципальное казенное учреждение "Мирнинское районное управление образования" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) принять меры, направленные на установку в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" системы контроля и управления доступом, предусмотренной ГОСТ Р 54831 - 2011 "Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний" в срок до 01.08.2020.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) устранить нарушения антитеррористического законодательства путем установки в здании образовательного учреждения системы контроля и управления доступом, предусмотренной ГОСТ Р 54831 - 2011 "Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний" в срок до 01.08.2020.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения прокурора Марковой Д.Р, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора города Мирный РС (Я) обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Мирный в ноябре 2018 года проведена проверка в МБОУ "СОШ N 1" исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся детей, работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории), и установлено, что в здании образовательного учреждения отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, оперативного информирования лиц, находящихся на объекте, об угрозе совершения или о совершении террористического акта, а также система контроля и управления доступом. Истец считает, что установление экстренной системы оповещения, системы управления и контроля доступа являются обязательными, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, в связи с чем просил возложить обязанность на Администрацию МО "Мирнинский район", МКУ "Мирнинское районное управление образования" МО "Мирнинский район" РС(Я) принять меры, направленные на установку в МБОУ "СОШ N 1" системы контроля и управления доступом, предусмотренную ГОСТ Р 54831 - 2011 "Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний" в срок до 01.08.2020; возложить обязанность на МБОУ "СОШ N1" МО "Мирнинский район" РС(Я) устранить нарушения антитеррористического законодательства путем установки системы контроля и управления доступом, предусмотренную ГОСТ Р 54831 - 2011 "Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний" в срок до 01.08.2020.
Судом постановлено вышеуказанное решение, на которое подана апелляционная жалоба администрацией МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия). В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что ответчиками выполнены организационные, инженерно-технические, правовые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования. Поскольку расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются органом местного самоуправления самостоятельно за счет своего бюджета, считает, что суд фактически вмешивается в деятельность органа по исполнению установленных полномочий. Указывает, что судом нарушены нормы материального права, не учтены нормы бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Судебная коллегия, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с пунктом 5.2 приказа Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. К таким мероприятиям относится установка системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, системы контроля и управления доступом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой г. Мирного проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований федерального законодательства об обеспечении безопасности обучающихся во время пребывания в образовательных учреждениях с участием должностных лиц Управления.., в том числе в МБОУ "СОШ N 1", в ходе которой выявлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, оперативного информирования лиц, находящихся на объекте об угрозе совершения или о совершении террористического акта, а также система контроля и управления доступом.
27.11.2018 зам. прокурора г. Мирного в МКУ "МРУО" направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа Администрации МО "Мирнинский район" от 27.12.2018 следует, что на 28.12.2018 МКУ МРУО проводится процедура подписания контрактов на обеспечение охраны объектов среднего общего образования на территории г. Мирного, по дополнительному оснащению системы видеонаблюдения руководителями школ поданные заявки на выделение дополнительного финансирования на 2019 финансовый год, также согласно представленной информации от руководителей учреждений о проведении работы по устройству систем оповещения и управления эвакуаций, оперативного информирования лиц находящихся на объекте об угрозе совершения или о совершении террористического акта, формируется сводная итоговая заявка на выделение денежных средств на ближайшую сессию районного Совета депутатов МО "Мирнинский район", работы планируются выполнять в летнее каникулярное время.
12.02.2019 директору МБОУ "СОШ N 1" прокуратурой направлено представление об устранении нарушений действующего федерального законодательства в рамках проведенной проверки в ноябре 2018 года.
07.03.2019 директором МБОУ "СОШ N 1" в адрес МКУ "МРУО" направлена заявка о выделении финансовых средств на антитеррористические мероприятия.
12.03.2019 директором МБОУ "СОШ N 1" дан ответ заместителю прокурора г. Мирного о том, что представление рассмотрено на планерном совещании администрации в присутствии старшего помощника прокурора г. Мирного Ф.., в МКУ "МРУО" направлена заявка на включение в план финансирования проведения мероприятий по установке СКУД, системы оповещения и управления эвакуацией, оперативного информирования лиц, находящихся на объекте, об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Поскольку ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время учебного процесса, воспитательных мероприятий в здании ОУ согласно должностной инструкции возложена на директора школы, разрешение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности других должностных лиц не представляется возможным.
Согласно ответу МБОУ "СОШ N 1" от 23.04.2019 на требование прокуратуры г. Мирного, заявка на выделение денежных средств подана в МКУ "МРУО", составлена смета на установку системы оповещения и управления эвакуацией, также подана заявка на установку системы контроля и управления доступом, работы планируются выполнить в летнее каникулярное время.
Судом установлено, что 16.01.2019 и 30.04.2019 между МКУ "МРУО" и ООО... заключены контракты на обеспечение охраны и контрольно-пропускного режима в общеобразовательных учреждениях, в том числе МБОУ "СОШ N 1".
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность установки системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, системы контроля и управления доступом. В свою очередь, финансирование данных мероприятий должно осуществляться органом местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6, часть 7 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 23 данных требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Исходя из п. п. 31, 32 указанных требований система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Такая система должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Выполнение обязанности по оборудованию здания МКОУ "СОШ N... " системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, системы контроля и управления доступом, направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что выполнены организационные, инженерно-технические, правовые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования, не могут повлечь отмены решения суда.
Из системного толкования положений Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" следует, что одним из профилактических мероприятий в области противодействия терроризму является установка системы экстренного оповещения, системы контроля и управления доступом.
На момент проверки и рассмотрения дела судом, данных, подтверждающих установку в школе системы экстренного оповещения, системы контроля и управления доступом, не представлено.
Довод жалобы о том, что судом нарушены нормы материального права, не учтены нормы бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении, согласно которым расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяется органом местного самоуправления самостоятельно за счет своего бюджета, и что суд фактически вмешивается в деятельность органа по исполнению установленных полномочий, что является недопустимым, не являются основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку направлены на иное толкование действующего законодательства и иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
Таким образом, доводы жалобы основаны на неправильном толковании действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, вследствие чего оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 30 мая 2019 года по делу по иску заместителя прокурора города Мирный РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), МКУ "Мирнинское районное управление образования" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), Администрации МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) о понуждении произвести определенные действия оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи Н.А. Кычкина
З.С. Дьяконова
Судья Михайлова В.В. Дело N 33-2760/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Якутск 19 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В, судей Кычкиной Н.А, Дьяконовой З.С,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием прокурора Марковой Д.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 30 мая 2019 годапо делу по иску заместителя прокурора города Мирный РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), МКУ "Мирнинское районное управление образования" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), Администрации МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) о понуждении произвести определенные действия.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 30 мая 2019 года по делу по иску заместителя прокурора города Мирный РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), МКУ "Мирнинское районное управление образования" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), Администрации МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) о понуждении произвести определенные действия оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи Н.А. Кычкина
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.