Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Мотиной И.И, Синани А.М.
при секретаре Гамуровой М.А.
рассмотрела 14 августа 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Чубаровой Светланы Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о включении периодов в специальный стаж, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Чубарова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о включении периодов работы с 12.08.1988 г. по 01.03.2002 г. в должности палатной медицинской сестры инфекционного отделения Детской больницы г. Феодосии; с 01.03.2002 г. по 01.04.2003 г. в должности медицинской сестры функциональной диагностики детской больницы Управления здравоохранения; с 01.04.2003 г. по 30.07.2005 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики; с 01.09.2006 г. по 02.10.2006 г. медицинской сестрой медицинской диетической; с 02.10.2006 г. по 01.01.2015 г. в должности сестры медицинской функциональной диагностики, с 16.01.2012 года по 28.02.2107 года в должности сестры медицинской функциональной диагностики; период нахождения на курсах повышения квалификации с 10.02.1988 г. по 06.04.1988 г.; с 09.01.1991 г. по 05.03.1991 г.; с 23.10.2006 г. по 17.11.2006 г.; с 07.10.2014 г. по 05.11.2014 г.;
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 09.04.1992 г.
01.09.1994 г.; период обучения в Керченском медицинском училище с 10.08.1985 г. по 03.07.1987 г, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 01.01.2018 года.
Свои требования истец мотивировала тем, что решением пенсионного органа отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, дающей право на досрочную пенсию в соответствии с пп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2019 года исковые требования Чубаровой С.В. удовлетворены частично, решение ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) об отказе Чубаровой С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным в части не включения в стаж периода работы с 12.08.1988 г. по 01.03.2002 г. в должности палатной медицинской сестры инфекционного отделения Детской больницы г. Феодосии; с 01.03.2002 г. по 01.04.2003 г. в должности медицинской сестры функциональной диагностики детской больницы Управления здравоохранения; с 01.04.2003 г. по 30.07.2005 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики; с 01.09.2006 г. по 02.10.2006 г. медицинской сестрой медицинской диетической; с 02.10.2016 г. по 01.01.2015 г. в должности сестры медицинской функциональной диагностики; период нахождения на курсах повышения квалификации с 10.02.1988 г. по 06.04.1988 г.; с 09.01.1991 г. по 05.03.1991 г.; с 23.10.2006 г. по 17.11.2006 г.; с 07.10.2014 г. по 05.11.2014 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 09.04.1992 г.; 01.09.1994 г.; период обучения в Керченском медицинском училище с 10.08.1985 г. по 03.07.1987 г. Так же суд обязал ответчика назначить Чубаровой С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 06.09.2018 года.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом неверно определен закон, подлежащий применению при разрешении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии.
В судебном заседании истец - Чубарова С.В, ее представитель Кичева Т.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика - ГУ УПФР в г. Феодосия в судебном заседании настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Заслушав судью-докладчика, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что 06.09.2018 года Чубарова С.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонного) от 02.10.2018 года Чубаровой С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную пенсию в соответствии с подпунктом 20 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включены в специальный стаж работы периоды с 12.08.1988 г. по 01.03.2002 г. в льготном исчислении как год работы за один год 6 месяцев в должности палатной медицинской сестры инфекционного отделения Детской больницы г. Феодосии;
-с 01.03.2002 г. по 01.04.2003 г. в должности медицинской сестры функциональной диагностики детской больницы Управления здравоохранения;
- с 01.04.2003 г. по 30.07.2005 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики;
- с 01.09.2006 г. по 28.02.2017 года в должности сестры медицинской функциональной диагностики;
- период нахождения на курсах повышения квалификации с 10.02.1988 г. по 06.04.1988 г.; с 09.01.1991 г. по 05.03.1991 г.; с 23.10.2006 г. по 17.11.2006 г.; с 07.10.2014 г. по 05.11.2014 г.;
-период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 09.04.1992 г. по 01.09.1994 г.;
- период обучения в Керченском медицинском училище с 10.08.1985 г. по 03.07.1987 г.
Специальный стаж истца по расчету ответчика составил 16 лет 08 месяцев 10 дней, при требуемом стаже - 30 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление N 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подп. "н" п. 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее Список N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрена должность медицинской сестры, работающей в учреждениях здравоохранения, в том числе, в больницах, поликлиниках всех наименований.
В соответствии с п.п. "н" п.1 постановления Правительства РФ N 665 от 16.07.2014г. "О списках работ, производств, профессий, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
п) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы1, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному приказом Минсоцздравразвития РФ от 31.03.2011 N 258н основным документом для назначения пенсии по старости является трудовая книжка. В том случае, если в трудовой книжке имеются все сведения, которыми определяется право на досрочное назначение страховой пенсии, то дополнительные документы не требуются.
Если по трудовой книжке невозможно определить характер деятельности, то к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Таким документом до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица служит справка, выданная администрацией предприятия, на котором протекала трудовая деятельность, на основании документов, подтверждающих характер работы в соответствующие периоды.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чубарова С.В. работала с 03.09.1984 г. по 23.08.1985 г. работала в Феодосийской горбольнице N 1 в должности регистратора; с 01.08.1987г. по 31.08.1987г. в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения; с 01.09.1987г. по 01.10.1989г. в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения; с 02.10.1989г. по 11.08.1998 г. в должности медицинской сестры функциональной диагностики; с 12.08.1998г. по 28.02.2002г. в должности палатной медицинской сестры инфекционного отделения; с 01.03.2002г. по 31.03.2003г. в должности медицинской сестры функциональной диагностики в Детской больнице г. Феодосии; с 01.04.2003г. по 30.07.2005г. в должности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики в Феодосийской городской больнице N 1; с 01.09.2006г. по 01.10.2006г. в должности медицинской сестры диетической; с 02.10.2006г. по настоящее время в должности медицинской сестры функциональной диагностики в Детской больнице г. Феодосии, что подтверждается записью в трудовой книжке серии БТ- I N (л.д.20-22).
Согласно справке, уточняющей особый характер работ, N268 от 05.09.2018г, выданной ГБУЗ РК "Феодосийский медицинский центр", Чубарова (Павловская) С.В. работала в ГБУЗ РК ФМЦ ОСП "Городская детская больница с поликлиникой" полный рабочий день: с 01.08.1987г. по 31.08.1987г. - в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения; с 01.09.1987г. по 01.10.1989г. - в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения; с 02.10.1989г. по 11.08.1998г. - в должности медицинской сестры функциональной диагностики на 0,5 ставки и медицинской сестры приемного покоя на 0, 5 ставки (л.д. 73).
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 постановления N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснил, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 03.06.2004 N11-П, по смыслу статей 8 (части 2), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности не может служить основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии лицам, работающим в системе здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. |
Учитывая изложенное судом первой инстанции обоснованно включен периода работы Чубаровой С.В. в льготном исчислении как год работы за один год и 6 месяцев с 12.08.1998 года по 01.03.2002 года.
Далее в период работы истца с 01.03.2002 года по 31.12.2014 года, право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось в соответствии со ст. 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшем в спорный период работы истца, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья согласно пункту "е" ст. 55.
Поскольку истец осуществляла работу на территории Украины, то к периодам работы с 01.03.2002 года следует применять законодательство Украины.
Пунктом "е" части первой статьи 55 Закона N-1788-ХН "О пенсионном обеспечении" от 05 ноября 1991 года в редакции, действовавшей в период с 1999 года по 2014 год, предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины. Указанный Перечень был определен Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04.11.1993года.
В разделе N1 данного Перечня указаны дошкольные учебные заведения. В разделе N2 указаны учреждения скорой и неотложной медицинской помощи. В примечании 1-1 данного Постановления указано, что врачи и средний медицинский персонал (независимо от наименования должностей), которые работают в учебных заведениях и учреждениях, перечисленных в разделе 1 "Образование", относятся к числу лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет.
В связи с указанной нормой период работы Чубаровой С.В. с 01.03.2002 г. по 31.03.2003 г, 01.04.2003 г. по 30.07.2005 г, с 01.09.2006 г. по 31.12.2014 года также подлежит включению в специальный стаж.
Согласно Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 04 ноября 1993 года N 909 в редакции, которая действовала по состоянию на дату принятия ответчиком оспариваемого решения, в разделе 2 "здравоохранение" указано: "Врачи и средний медицинский персонал (независимо от наименования должности) больничных учреждений, лечебно-профилактических заведений особого типа, лечебно-трудовых профилакториев, амбулаторно-поликлинических учреждений, учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, учреждений переливания крови, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-курортных учреждений, учреждений по проведению лабораторных и инструментальных исследований и испытаний Госсанэпидслужбы и территориальных органов госсанэпидслужбы (в отношении работников, не являющихся государственными служащими), диагностических центров".
Учитывая, что к Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04.11.1993года, в редакции действовавшей в спорный период, включены все должности среднего медицинского персонала независимо от их наименований, ответчиком было незаконно отказано истцу во включении истцу в страховой стаж спорного периода до 31.12.2014 года.
Период работы Чубаровой С.В. с 01.01.2015 года по 28.02.2017 года в судом первой инстанции обоснованно не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии, поскольку должность, занимаемая истцом отсутствует в Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от29.10,2002года N 781.
Отказывая в удовлетворении требования о зачете периода обучения истца в медицинском училище - 10.08.1985 г. по 03.07.1987 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодательством не предусмотрено включение периода очного обучения медицинских работников в учреждении профессионального обучения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности. Такое обучение не относится к периодам работы в должностях и учреждениях, установленных соответствующими Перечнями и Списками должностей и учреждений, и не относится к иным периодам с сохранением заработка по этим должностям, с которого производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или единого социального налога (взноса) до 01.01.1991.
Удовлетворяя требования истца о включении периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в период с 09.04.1992 г. по 01.09.1994 г, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу ч. 4 ст. 30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии со ст. 181 КЗоТ Украины, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется по заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 7 ст. 179 КЗоТ Украины, полностью или частично в пределах установленного периода и оформляются приказом (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии со статьей 56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII предусмотрено, что время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы. В соответствии со ст. 181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии с п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР от 29.11.1989 г. N 375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учета, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 N "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Украины, Чубарова С.В. имела право на включение в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, который начался до 06.10.1992года, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении указанной части исковых требований.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации, исходя из того, что некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с со статьей 27 и 28 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002.
Указанные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются сведениями, отображенными в справке, выданной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Крым N 268 от 05.09.2018 года (л.д. 73).
Обязанность по прохождению курсов повышения квалификации была предусмотрена абзацем 5 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013, а после этой даты - ст. ст. 46, 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Аналогичные требования содержались в трудовом законодательстве Украины, действовавшего на территории Республики Крым, в период нахождения истца на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст. 122 КЗоТ Украины при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Материалами дела подтверждается, что Чубарова С.В. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата.
В связи с этим время прохождение обучения на курсах должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
С учетом того, что на дату обращения Чубаровой С.В. с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости специальный стаж истца с учетом включения оспариваемых периодов составил более 25 лет, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Установив, что продолжительность специального стажа истца при дополнительном включении в специальный стаж спорных периодов превышает требуемый для назначения досрочной страховой пенсии стаж (не менее 30 лет), суд обоснованно указал на то, что требования в этой части подлежат частичному удовлетворению, поскольку с заявлением о назначении пенсии истец обратилась 06.09.2018 года, соответственно с указанной даты на ответчика и возложена обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда. Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное), без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Аверина
Судьи: И.И. Мотина
А.М. Синани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.