судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Лозового С.В,
судей - Гоцкалюк В.Д, Чистяковой Т.И,
при секретаре - Садыховой К.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации Симферопольского района Республики Крым об освобождении от взыскания исполнительского сбора по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым в интересах Носова С.А. к "адрес" Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,
по частной жалобе Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым на определение Симферопольского районного суда Республики Крым от 10 июня 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 6 марта 2018 года удовлетворены требования заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым в интересах Носова С.А. к Администрации Симферопольского района Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье. Постановлено: "Обязать администрацию Симферопольского района Республики Крым предоставить Носова С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в границах Симферопольского района Республики Крым, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м, за счет средств субвенций на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Республики Крым." (л.д. 32-38)
На основании указанного решения суда выдан исполнительный лист и постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N-ИП и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.(л.д. 56)
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, 12 апреля 2019 года N судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Республике Крым вынесено постановление о взыскании с "адрес" исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.(л.д. 57)
20.05.2019 года Администрация Симферопольского района Республики Крым обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от 12 апреля 2019 года N, считая, что Администрацией предпринимались все меры для исполнения решения суда и в ее действиях отсутствует вина в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения.
Определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 10 июня 2019 года удовлетворено заявление Администрации Симферопольского района Республики Крым об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В частной жалобе представитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым Трофимович Д.В. просит отменить обжалуемое определение суда как постановленное с нарушением норм процессуального права. Указывает, что юридически значимыми обстоятельствами по данному делу является возможность или невозможность по уважительным причинам исполнить требование в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок. Считает, что Администрация Симферопольского района каких-либо действенных мер, направленных на реальное исполнение судебного решения не предпринимала.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявление Администрации Симферопольского района Республики Крым об освобождении от уплаты исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Согласно статье 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа и соответственно их предоставлению.
В соответствии со статьей 11 указанного Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1-4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 года N 359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 2 вышеуказанного Порядка, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Таким образом, Администрация Симферопольского района обязана исполнить решение суда за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, то есть возможность исполнения решения суда была поставлена в зависимость от предоставления из бюджета денежных средств на эти цели.
Как установлено судом и следует из материалов дела Администрацией Симферопольского района были предприняты все зависящие от нее меры по своевременному исполнению исполнительного документа, а именно направлено 24 мая 2018 года и 01 ноября 2017 года письма в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении дополнительной субвенции для обеспечения исполнения судебных решений.
Из письма Администрации Симферопольского района Республики Крым от 14.02.2019г. N Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Республике Крым, усматривается, что Постановлением Администрации Симферопольского района Республики Крым N-п от 29.12.2018 года утверждена муниципальная программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, проживающих на территории Симферопольского района в 2019-2021 годах".
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что реальное исполнение в течение установленного пятидневного срока решения суда об обеспечении Носова С.А. специализированным жилым помещением по договору найма было невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Судебная коллегия считает, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, даёт основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Таким образом, в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая, что у Администрации Симферопольского района иные организационно-правовые механизмы исполнения судебного решения отсутствуют, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о наличии объективных причин и отсутствии виновного противоправного бездействия должника - Администрации Симферопольского района, заключающегося в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о целесообразности освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Доводы частной жалобы не содержат правовых оснований для отмены определения суда и на правильность вынесенного судебного постановления не влияют. Оснований для отмены обжалуемого определения по доводам частной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого определения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 333 - 335 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Симферопольского районного суда Республики Крым от 10 июня 2019 года оставить без изменения.
Частную жалобу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым оставить без удовлетворения.
Председательствующий - Лозовой С.В.
Судьи - Гоцкалюк В.Д.
Чистякова Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.