Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судейпри секретаре с участием прокурора
Кураповой З.И, Мостовенко Н.Р, Дубровой А.А,Бирюк Д.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кот Андрея Петровича к Территориальной избирательной комиссии Советского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии советского пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Советского сельского совета Республики Крым) о признании незаконным и отмене решения от 02 августа 2019 года N114/1242-1, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Кот Андрея Петровича на решение Советского районного суда Республики Крым от 17 августа 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Кот А.П. обратился в Советский районный суд Республики Крым с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Советского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии советского пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Советского сельского совета Республики Крым), в котором просил признать незаконным и отменить решение от 02 августа 2019 года N114/1242-1 "Об отказе Кот Андрею Петровичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва по Советскому пятнадцатимандатному избирательному округу", обязать административного ответчика зарегистрировать Кот Андрея Петровича кандидатом в депутаты Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва по Советскому пятнадцатимандатному избирательному округу.
Требования мотивированы тем, что Территориальная избирательная комиссия Советского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Советского пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Советского сельского совета Советского района Республики Крым) решением N114/1242-1 от 02 августа 2019 года отказала административному истцу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва по Советскому пятнадцатимандатному избирательному округу, мотивируя своё решение тем, что согласно данных Информационного центра ГУ МВД России по Республике Крым от 25 июля 2019 г..N 14/7785, ООД МВД по Республике Крым от 26 июля 2019 г..N 40/20-1826, Кот А.П. был осужден по ч. 2 ст. 165 и ч. 2 ст. 172 УК Украины и освобожден от отбывания наказания с испытательным сроком на 1 год на основании ст. 75 УК Украины. Административный истец при предоставлении сведений в заявлении о согласии баллотироваться в качестве депутата руководствовался также информацией содержащейся в справке о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от 18 апреля 2017 года N14/16206 и справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от 13 марта 2019 года N082/03813-Е.
При этом, каких-либо извещений от Территориальной комиссии о выявлении недостоверных сведений в заявлении Кот А.П. не получал и, тем самым, принимая во внимание расхождения в назначении наказания, предусмотренного уголовным законодательством Украины и Российской Федерации (последнее не предусматривает освобождение от отбывания наказания с испытательным сроком), был лишён права внести уточнения в документы, содержащие сведения о нём, необходимые для регистрации в качестве депутата Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва по Советскому пятнадцатимандатному избирательному округу.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 17 августа 2019 года в удовлетворении административного иска Кот А.П. отказано.
В апелляционной жалобе Кот А.П. ставится вопрос об отмене судебного акта и об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и нарушающим избирательные права административного истца и избирательные права поддержавших его выдвижение избирателей.
Относительно апелляционной жалобы Территориальной избирательной комиссией Советского района Республики Крым представлены возражения о несостоятельности её доводов и соответствии судебного решения закону.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Кот А.П. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил её требования удовлетворить.
Председатель территориальной избирательной комиссии Советского района Республики Крым Москалюк А.А, представитель Территориальной избирательной комиссии Советского района Республики Крым по доверенности - Шевченко И.А, являющаяся также представителем Избирательной комиссии Республики Крым по доверенности считали апелляционную жалобу несостоятельной, решение суда законным и подлежащим оставлению без изменения.
Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора Бирюк Д.Ю, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяется Федеральным законом от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ).
Решением 60-й сессии 1-го созыва Советского сельского совета Советского района Республики Крым "О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования Советское сельское поселение Советского района Республики Крым-Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва" N35 от 19 июня 2019 года назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования Советское сельское поселение Советского района Республики Крым - Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва на 8 сентября 2019 года.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым N3/55-2 от 05 июня 2019 года "О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований сельских поселений Советского района Республики Крым на территориальную избирательную комиссию Советского района Республики Крым", возложены на территориальную избирательную комиссию Советского района Республики Крым полномочия избирательных комиссий муниципальных образований поселений Советского района Республики Крым, в том числе, Советского сельского поселения.
Решением Территориальной избирательной комиссии Советского района Республики Крым (с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований Советского района Республики Крым) N104/1005-1 от 22 июня 2019 года "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Советского района Республики Крым второго созыва на территориальную избирательную комиссию Советского района" на территориальную избирательную комиссию Советского района Республики Крым возложены предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Республики Крым от 5 июня 2014 года N 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым" на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Советского района Республики Крым второго созыва полномочия окружных избирательных комиссий: по выборам депутатов Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва - полномочия окружной избирательной комиссии Советского пятнадцатимандатного избирательного округа.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ).
Как установлено, 12 июля 2019 года Кот А.П. обратился в окружную избирательную комиссию Советского пятнадцатимандатного избирательного округа с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва по Советскому пятнадцатимандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения.
В заявлении о согласии баллотироваться административный истец в графе сведений о судимости указал: "судимости не имею".
24 июля 2019 года административным истцом в Территориальную избирательную комиссию были представлены документы для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения: первый финансовый отчет, подписные листы, копия документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписного листа, протокол об итогах сбора подписей избирателей, две фотографии, при этом, сведения об изменении в раннее предоставленные сведения о кандидате в Территориальную избирательную комиссию не предоставлены.
В предоставленных подписных листах сведения об имеющейся либо имевшевся судимости административным ответчиком также не указаны.
Решением Территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии Советского пятнадцатимандатного избирательного округа по выборам депутатов Советского сельского совета Советского района Республики Крым) N114/1242-1 от 02 августа 2019 года административному истцу Кот А.П, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва по Советскому пятнадцатимандатному избирательному округу.
Указанное решение мотивировано тем, что Кот А.П, в нарушение пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 2 статьи 40 Закона Республики Крым N17-ЗРК, сокрыл сведения о своей судимости.
Так, по данным Информационного центра ГУ МВД по Республике Крым N14/7785 от 25 июля 2019 года, N40/20-1826 от 26 июля 2019, Кот Андрей Петрович осужден 14.12.2003 Центральным районным судом г. Симферополя по части 2 статьи 165 Уголовного кодекса Украины, а именно: уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное данной статьей (преступление небольшой тяжести ч.1 ст. 157 УК РФ) за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 172 УК Украины, а именно: грубое нарушение законодательства о труде (преступление небольшой тяжести), к наказанию в виде 5 лет лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности (срок не указан), на основании ст. 75 УК Украины от отбывания наказания освобождён с испытательным сроком на 1 год (приговор вступил в законную силу 22.12.2003). На основании п. "а" ч. 3, ст. 86 УК РФ судимость погашена 22.12.2004.
Отказывая в удовлетворении административного иска Кот А.П, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
К числу важнейших условий подлинно свободных выборов относится информация, обеспечивающая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 29 закрепляет право каждого, в том числе и обладателя пассивного избирательного права, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Свободные выборы предполагают достоверные сведения о каждом кандидате.
При подготовке и проведении выборов на избирательных комиссиях в числе иных полномочий лежит обязанность информировать избирателей о кандидатах (часть 6 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ).
Предоставляемая избирательными комиссиями информация о кандидате, в том числе об основаниях отказа в его регистрации, имеет публичный интерес, в связи с чем, она должна быть полной и соответствовать действительности.
В силу подпункта "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Аналогичное требование предусмотрено пунктом 9 части 3 статьи 48 Закон Республики Крым от 05.06.2014 N17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым".
Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором Центрального районного суда города Симферополя от 04 декабря 2003 года Кот Андрей Петрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 364 УК Украины, с назначением наказания в виде 5 лет лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций сроком на два года. В силу статьи 75 УК Украины Кот А.П. от назначенного наказания освобождён с испытательным сроком на один год, с возложением на осужденного обязанностей не менять без согласия органов уголовно-исполнительной инспекции место жительства, периодически, третью субботу каждого месяца, являться на регистрацию.
Постановлением Центрального районного суда города Симферополя от 04 декабря 2003 года уголовное дело в отношении Кот А.П. по части 2 статьи 366 УК Украины производством прекращено за истечением срока давности.
Понятие "сведения о судимости кандидата" в сфере избирательного законодательства определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, и такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Деяние, за которые Кот А.П. осужден по ч. 2 ст. 364 УК Украины, признаются преступлением, действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 258 УК РФ).
В Определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N1207-О в свете конституционно-правового смысла положений избирательного законодательства указано, что сведения о судимости - это сведения о вынесенном обвинительном приговоре суда, вступившем в законную силу и не отмененном на момент выдвижения кандидатом, является общеобязательным и подлежит безусловному учету правоприменительными органами и судами.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 10 марта 2016 года N450-О "По жалобе гражданина Барсукова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Одновременно, следует отметить, что исходя из положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём. По своему смыслу данная норма, как призванная гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагает право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
При этом, при дополнительной подаче документов в Территориальную избирательную комиссию Советского района Республики Крым 24 июля 2019 года сведения о судимости заявителем Кот А.П. также не указаны, что свидетельствует о сокрытии кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись основания для отказа в регистрации Кот А.П, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Советского сельского совета Советского района Республики Крым второго созыва по Советскому пятнадцатимандатному избирательному округу.
Нарушений процедуры при проверке документов, предоставленных заявителем для регистрации в качестве кандидата, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого решения, не установлено.
В связи с чем, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы административного истца об отсутствии сокрытия сведений о своей судимости ввиду того, что в силу уголовного закона он считается не судимым, основано на ошибочном толковании норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства применительно к избирательным правоотношениям
Утверждения административного истца о том, что при предоставлении сведений в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты, он руководствовался справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного дела, ему не было сообщено сведений о его судимости, также не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку о вынесении в отношении него обвинительного приговора Кот А.П. не мог не знать и обязан был указать эти сведения в своем заявлении о согласии баллотироваться. В силу Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ кандидат обязан указывать сведения о всех судимостях когда-либо имевшихся у него, вне зависимости от сведений, содержащихся в информационном центре.
Ссылки апеллянта на невыполнение административным ответчиком предусмотренной законом обязанности сообщить административному истцу о неполноте предоставленных сведений и предоставлении возможности их устранения, в данном случае, являются несостоятельными, ввиду указания административным истцом в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты об отсутствии судимости. Сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате административным истцом административному ответчику также не подавались (л.д. 41).
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили свою мотивированную оценку в судебном постановлении, фактически направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для переоценки которых и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены или изменения.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Советского районного суда Республики Крым от 17 августа 2019 года по административному делу N2а-500/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кот Андрея Петровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.