Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Юдина Ю.М. в защиту публичного акционерного общества "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 345 Хорошевского района города Москвы от 13 июня 2018 года и решение судьи Савёловского районного суда города Москвы от 21 августа 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 345 Хорошевского района города Москвы от 13 июня 2018 года публичное акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" (далее - ПАО "Ил", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Савёловского районного суда города Москвы от 21 августа 2018 года постановление мирового судьи судебного участка N 345 Хорошевского района города Москвы от 13 июня 2018 года оставлено без изменения, жалоба защитника Суминой А.С. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Юдин Ю.М, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ПАО "Ил" события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, ссылается на то, что Обществом не было допущено нарушение требований, предусмотрено ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", поскольку в установленный законом десятидневный срок Обществом в адрес военного комиссара ОВК по г. Пскову было направлено соответствующее уведомление о заключении трудового договора с бывшим военнослужащим Андреевым В.Е.; при трудоустройстве в ПАО "Ил" А.В.Е. был представлен военный билет, выданный ОВК по г. Пскову, куда Обществом и было направлено уведомление.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции).
Согласно части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации ( часть 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Аналогичные требования закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела, 02 августа 2016 года ПАО "Ил", расположенным по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 45 "Г", был заключён трудовой договор N16/15422 с А.В.Е, который в период с 31 июля 1981 года по 24 октября 2015 года проходил военную службу по контракту на должности... войсковой части.., имел воинское звание...
Данная должность в соответствии с разделом III Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённого Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 557, включена в Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённый приказом Министра обороны РФ от 04.04.2016 N 175.
Приказом командующего... по личному составу от 17 сентября 2015 года N 47 А.В.Е. уволен с военной службы в запас.
По результатам проверки заместителем военного прокурора Псковского гарнизона установлено, что в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции в установленный законом десятидневный срок Обществом не сообщено в войсковую часть... (г. Псков), являющуюся местом прохождения военной службы А.В.Е, о заключении с ним трудового договора.
Указанные действия Общества квалифицированы по ст. 19.29 КоАП РФ.
Факт совершения ПАО "Ил" административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, подтверждён совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 мая 2018 года; ответом командира войсковой части... на запрос военного прокурора Псковского гарнизона; выпиской из приказа командира 12 гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии; копией приказа (распоряжения) от 01 августа 2016 года N 59ЛС о приёме на работу А.В.Е.; копией трудового договора N 16/15422 от 02 августа 2016 года; копией военного билета на имя А.В.Е.; копией трудовой книжки на имя А.В.Е.; другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и доказанности вины ПАО "Ил" в его совершении.
Довод жалобы о том, что работодателем военнослужащего А.В.Е. являлось ОВК по г. Пскову, что подтверждается военным билетом, представленным им при приёме на работу, куда Обществом в установленный законом срок было направлено уведомление, является несостоятельным.
Согласно ст. 61.4 Трудового кодекса РФ граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, в п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно пп "е" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года N61-ФЗ "Об обороне" воинские части входят в состав Вооружённых Сил Российской Федерации и являются самостоятельной структурной единицей.
На основании п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, установлено, что днём окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
В соответствии с п. "б" п. 34 названного Положения увольнение военнослужащего с военной службы в запас в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" производится с постановкой на воинский учёт.
При увольнении военнослужащего в запас или отставку при постановке его на воинский учёт в военный комиссариат по избранному месту жительства удостоверение личности офицера заменяется на военный билет офицера запаса, форма которого определяется Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", который издан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете".
Как следует из материалов дела, в том числе выписки из приказа командира... (л.д. 3), в период с 31 июля 1981 года по 24 октября 2015 года А.В.Е. проходил военную службу и занимал должность... войсковой части.., откуда был уволен в запас приказом командующего... по личному составу от 17 сентября 2015 года N 47 по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
После исключения из личного состава войсковой части... А.В.Е. был поставлен на воинский учёт в отдел военного комиссариата Псковской области по городу Псков и Псковскому району, о чём 11 ноября 2015 года ему был выдан военный билет серии ГД N...
Таким образом, местом прохождения А.В.Е. военной службы по контракту являлась именно войсковая часть.., что в свою очередь обязывало Общество направить уведомление именно в адрес данного прежнего работодателя, чего им выполнено не было.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 указанной статьи, является правонарушением и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Общества правильно квалифицированы судебными инстанциями по ст. 19.29 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ПАО "Ил" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и виновности ПАО "Ил" в его совершении. Мотивы, по которым в основу судебных актов положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемых актах. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 19.29 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "Ил" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 345 Хорошевского района города Москвы от 13 июня 2018 года и решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 21 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" оставить без изменения, жалобу защитника Юдина Ю.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.