Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 04 сентября 2019 г. по делу N 33а-1141/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Костина В.А,
судей: Санникова А.Б, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Рощевском А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации - Завалова Г.Б. на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 11 июня 2019 г, которым удовлетворены заявленные требования капитана 3 ранга Ватолина Ивана Радиславовича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и командира войсковой части N, связанных с порядком включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и начисления дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации - Жареновой О.В. в обоснование апелляционной жалобы, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) и начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - Чудиновой М.А, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ватолин И.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия: командира войсковой части N, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС; ФГКУ "Росвоенипотека" в связи с неполным начислением денежных средств на его именной накопительной счет участника НИС.
Также истец просил суд обязать: ФГКУ "Росвоенипотека" определить размер полагавшегося ему при своевременном включения в реестр участников НИС инвестиционного дохода за период с 22 августа 2008 г. по 1 декабря 2012 г, который истребовать из Министерства обороны Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации - довести до ФГКУ "Росвоенипотека" дополнительные лимиты бюджетных средств для перечисления на его именной накопительный счет суммы инвестиционного дохода.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что Министерство обороны Российской Федерации не совершало каких-либо незаконных действий в отношении истца и не может нести ответственность по возмещению причиненного ему вреда в виде упущенной выгоды, поскольку вина министерства в несвоевременном включении истца в реестр участников НИС отсутствует. При этом представитель считает, что законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета НИС военнослужащих, которые были несвоевременно включены в реестр.
В письменных возражениях административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями пунктов 5 и 13 данных Правил в Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. При этом внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Согласно положениям главы IV действовавшего до 9 июня 2017 г. Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166, представление в региональное управление жилищного обеспечения комплекта документов для включения военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих являлось обязанностью командира воинской части, в которой военнослужащий проходит службу.
Аналогичные требования содержались в действовавших до утверждения указанного Порядка приказах Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 220 и от 30 января 2009 г. N 30. Такие же положения содержатся и в действующем в настоящее время приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В соответствии с частью 1 ст. 14 этого Федерального закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:
1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве;
2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
По делу установлено, что Ватолин И.Р. с августа 2008 г. по 2012 г. проходил военную службу в войсковой части N.
В августе 2008 г. истец в установленном порядке обратился к командиру названной воинской части с рапортом о включении его в реестр участников НИС. Однако какого-либо решения по рапорту своевременно принято не было, документы для включения Ватолина И.Р. в реестр участников НИС не оформлялись и в жилищный орган не направлялись.
Согласно справке врио командира войсковой части N от 23 мая 2019 г. N 1425 войсковая часть N была переформирована в структурное подразделение войсковой части N.
В июне 2012 г. командование войсковой части N на основании ранее поданного Ватолиным И.Р. рапорта подготовило документы и представило их в жилищный орган, которым он в декабре 2012 г. был включен в реестр участников НИС с августа 2008 г. При этом за период с 22 августа 2008 г. (с даты первоначального обращения с таким рапортом) по 1 декабря 2012 г. (дата открытия именного накопительного счета) учитывались накопления для жилищного обеспечения без инвестиционного дохода.
11 декабря 2013 г. Ватолин И.Р. заключил с ФГКУ "Росвоенипотека" договор целевого жилищного займа для приобретения жилья, в соответствии с условиями которого погашение обязательств перед кредитором предусмотрено за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на его именном накопительном счете.
В соответствии с договором купли-продажи от 24 декабря 2013 г. Ватолин И.Р. купил, в том числе за счет средств целевого жилищного займа, двухкомнатную квартиру в "адрес" общей площадью 71,8 кв. м.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что Ватолин И.Р. по причине нераспорядительности воинских должностных лиц был несвоевременно включен в реестр участников НИС, что привело к начислению на его накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в указанный реестр до даты открытия этого счета без учета дохода от их инвестирования и снижению в связи с этим размера целевого жилищного займа. То есть было нарушено его право на начисление на его накопительный счет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с 22 августа 2008 г. по 1 декабря 2012 г.
Согласно подпункту 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета. предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 13 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведенные положения действующего законодательства, из которых следует, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность определить величину неначисленного на накопительный счет Ватолина И.Р. инвестиционного дохода, а на Министерство обороны Российской Федерации - перечислить указанные денежные средства.
Отсутствие правового регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая в силу статьи 3 КАС Российской Федерации является задачей административного судопроизводства.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлжит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 11 июня 2019 г. по административному исковому заявлению Ватолина Ивана Радиславовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.