Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 06 марта 2019 г. по делу N 33а-300/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Кудаевой Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана в отставке Ходова Савелия Бошкаевича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Владикавказ) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отделение жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии административного истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Егорова А.Н. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
23 октября 2018 г. Ходов С.Б. обратился в отделение жилищного обеспечения с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 26 октября 2018 г. начальником отделения жилищного обеспечения в этой просьбе Ходову С.Б. отказано на том основании, что на момент обращения он не имел статуса военнослужащего.
Ходов С.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил этот отказ, просил обязать начальника отделения жилищного обеспечения рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учет во внеочередном порядке.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы полагает, что социальная гарантия, связанная с обеспечением жильем, распространяется не только на военнослужащих, но и на граждан, уволенных с военной службы. Основным условием в данном случае, как считает истец, является реализация этого права единожды. Он также утверждает, что законодательство не содержит запрета на получение жилого помещения гражданином, утратившим статус военнослужащего и не признанным нуждающимся в обеспечении жильем в период прохождения службы.
В суде апелляционной инстанции представитель истца в обоснование доводов жалобы также сослался на кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2019 г. N 20-КГ18-29, вынесенное по административному исковому заявлению Умарова Г.М.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила) для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, к которому прилагаются документы, указанные в соответствующем пункте.
Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного п. 3 настоящих Правил, и представленных документов (п. 9 Правил).
Из содержания приведенных нормативных правовых актов следует, что для обеспечения гражданина жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", он должен быть признан нуждающимся в получении жилья уполномоченным органом в период обладания им статусом военнослужащего.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что на основании приказов главнокомандующего Сухопутными войсками СССР от 25 декабря 1973 г. и командира войсковой части N от 31 января 1974 г. Ходов С.Б. уволен с военной службы по болезни и исключен из списков личного состава части. На момент увольнения Ходов С.Б. проживал в жилом помещении, принадлежащем родителям, нуждающимся в обеспечении жильем для постоянного проживания не признавался.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для принятия административного истца на учет для обеспечения жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", у жилищного органа не имелось.
Доводы жалобы об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материально права.
В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 24 января 2019 г. N 20-КГ18-29 административный истец обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении еще до исключения его из списков личного состава воинской части, т.е. в период прохождения службы.
Между тем обстоятельств, свидетельствующих об обращении Ходова С.Б. в период службы в г. Владикавказе (по последнему месту службы) с рапортом о принятии на учет для обеспечения жильем для постоянного проживания, в настоящем деле не имеется, поэтому ссылка на указанное судебное постановление является беспредметной.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2018 г. по административному исковому заявлению Ходова Савелия Бошкаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.