Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2019 г. N 20-КГ18-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Умарова Гаджимурата Магомедрасуловича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 ноября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Умарова Г.М. о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании незаконными действий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Умаров Г.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения территориального отделения в г. Владикавказе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 марта 2017 года N 11/10 об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании незаконными действий по принятию указанного решения, возложении обязанности принять Умарова Г.М. и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Свои требования административный истец обосновал тем, что с 1 июня 2009 года он проходил военную службу по контракту в войсковой части в воинском звании сержант, признан военно-врачебной комиссией не годным к военной службе и приказом командира войсковой части от 29 февраля 2016 года N 12 уволен с военной службы в запас на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) в связи с признанием не годным к военной службе с оставлением на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с 21 апреля 2016 года исключён из списков личного состава воинской части приказом командира войсковой части от 25 апреля 2016 года N 92, выслуга лет в календарном исчислении составляла более 12 лет.
По мнению Умарова Г.М., оспариваемое решение является незаконным, поскольку он уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, жилым помещением не обеспечен и не утратил право на признание нуждающимся в получении жилого помещения несмотря на прекращение статуса военнослужащего.
Решением Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 12 июля 2017 года административный иск удовлетворён частично: признаны незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в принятии решения от 22 марта 2017 года об отказе в принятии Умарова Г.М. и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложена обязанность отменить названное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии Умарова Г.М. и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 ноября 2017 года решение суда первой инстанции отменено, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 9 июня 2018 года Умарову Г.М. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 29 ноября 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Умаров Г.М. ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 12 июля 2017 года ввиду неправильного применения норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что такие нарушения норм материального права судом апелляционной инстанции допущены.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец обращался с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении ещё до исключения его из списков личного состава воинской части, оснований для отказа в принятии на учёт в связи с утратой статуса военнослужащего не имелось, следовательно, оспариваемое решение является незаконным.
Отменяя судебный акт и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что оспариваемый отказ от 22 марта 2017 года дан на заявление Умарова Г.М. от 25 января 2017 года, поданное после утраты им статуса военнослужащего, который обязателен для реализации права на жилище на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), является правомерным.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, поданное Умаровым Г.М. во время военной службы, рассмотрено, решение от 28 июля 2016 года об отказе в принятии на учёт ввиду непредставления в срок необходимых документов признано законным вступившим в силу решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 19 октября 2016 года.
Судебная коллегия считает позицию судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан неверной в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Определённым в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Закон N 76-ФЗ (преамбула).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 2 статьи 2 Закона N 76-ФЗ" имеется в виду "пункту 2 статьи 3 Закона N 76-ФЗ"
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Так, право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых при увольнении с военной службы в том числе по состоянию здоровья составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 приведённой статьи).
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14).
В абзаце первом пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, установлено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Закона N 76-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 25 сентября 2014 года N 2271-О, от 27 октября 2015 года N 2527-О, от 26 мая 2016 года N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Умаров Г.М. признан негодным к военной службе военно-врачебной комиссией, выдавшей свидетельство о болезни 5 июня 2015 года, 4 февраля 2016 года обратился в территориальное отделение в г. Владикавказе федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, по которому было принято решение 28 июля 2016 года об отказе в принятии на учёт в связи с предоставлением неполного комплекта документов.
Несмотря на отсутствие решения уполномоченного военного органа по вопросу постановки административного истца на учёт нуждающихся в жилом помещении, приказом командира 18 гвардейской отдельной мотострелковой бригады (по личному составу) N 12 от 29 февраля 2016 года Умаров Г.М. уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Закона N 53-ФЗ); приказом командира войсковой части 27777 N 92 от 25 апреля 2016 года - исключён из списков личного состава части с 21 апреля 2016 года.
При этом в приказе об увольнение констатировано, что календарная выслуга лет в Вооруженных Силах -12 лет 6 месяцев, в льготном исчислении - 18 лет 2 месяца, жилым помещением по установленным нормам жилищного законодательства не обеспечен, увольняется с военной службы с оставлением на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства (состояние здоровья Умарова Г.М., на момент его увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части вопрос о его нуждаемости в улучшении жилищных условий не рассмотрен), проанализировав приведённые выше федеральные нормы, пришёл к правильному выводу, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в принятии Умарова Г.М. на учёт в связи с утратой статуса военнослужащего, правомерно признал оспариваемое решение незаконным и обязал повторно рассмотреть вопрос о принятии административного истца и членов его семьи на учёт нуждающегося в жилом помещении.
Между тем судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан не применила названные выше законоположения, сделала ошибочное заключение, что увольнение Умарова Г.М. с военной службы и утрата статуса военнослужащего в данном конкретном случае являются основанием для принятия решения от 22 марта 2017 года N 11/10 об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, которым без проверки факта нуждаемости административный истец фактически лишён права на жилище, гарантированного статьёй 15 Закона N 76-ФЗ, следовательно, апелляционное определение нельзя признать законным.
Судебная коллегия, установив, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 ноября 2017 года, оставив в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 ноября 2017 года отменить, решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 12 июля 2017 года оставить в силе.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2019 г. N 20-КГ18-29
Текст определения официально опубликован не был