Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 марта 2019 г. по делу N 33а-363/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Кудаевой Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 24 декабря 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана 3 ранга Захарова Александра Сергеевича о признании незаконными действий начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии супруги истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 30 августа 2018 г. N 389/сев Захаров А.С. составом семьи 3 человека (он и двое детей) принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. Этим же решением супруге истца - Захаровой Е.А. отказано в принятии на указанный учет на том основании, что ей в 2011 году от муниципальных органов Украины был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для строительства жилого дома.
Захаров А.С. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным это решение и обязать названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии его супруги на указанный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Захаров А.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование автор жалобы указывает, что в связи со служебной занятостью и нехваткой денежных средств у них с супругой отсутствует возможность приступить к строительству жилого дома на указанном земельном участке. При этом земельный участок не электрифицирован, не газифицирован, а также к нему не подведены системы водоснабжения. Данные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о возможности нахождения его супруги на жилищном учете в составе его семьи. Более того, Захарова Е.А. готова сдать указанный земельный участок установленным порядком. Однако суд первой инстанции оставил данные обстоятельства без внимания, что привело к ошибочному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных им требований.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предписано обеспечивать военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту. Также установлено, что при обеспечении жилыми помещениями таких военнослужащих, учитывается общая продолжительность военной службы, дата поступления на военную службу в вооруженные силы, воинские формирования и правоохранительные органы Украины, в которых предусмотрена военная служба, дата получения первого воинского звания офицера (специального звания) и дата окончания военной образовательной организации.
Таким образом, порядок и условия предоставления указанным гражданам жилых помещений должны соответствовать действующему российскому законодательству.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В п. 12 той же статьи установлено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Следовательно, наличие в собственности у военнослужащего или члена его семьи земельного участка, предоставленного органами местного самоуправления, исключает возможность предоставления собственнику участка, жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичная норма содержится в п. 5 ч. 1 ст. 19 Закона Украины "О жилищном фонде социального назначения" от 12 января 2006 г. N 3334-IV.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения Орлиновского сельского совета Балаклавского района г. Севастополя от 20 декабря 2011 г. N 7/88-72 супруге истца был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: "адрес", площадью 830 кв.м.
После вхождения Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации земельный участок был зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации без изменения его предназначения.
Таким образом, поскольку супруга истца - Захарова Е.А. ранее была установленным порядком обеспечена от органа местного самоуправления земельным участком, оснований для признания истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения с учетом его супруги у жилищного органа не имелось.
С учетом вышеизложенного, сам по себе факт отсутствия возможности приступить к строительству жилого дома на предоставленном его супруге земельном участке, а также отсутствие на нем коммуникаций не свидетельствует о наличии оснований для возложения на жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации обязанности принять Захарову Е.А. на указанный учет в составе семьи истца.
Доводы автора жалобы относительно возможности сдачи указанного земельного участка жилищному органу являются беспредметными, поскольку сведений о том, что супруга истца предпринимала какие-либо действия, направленные на безвозмездное отчуждение имеющегося у нее земельного участка в государственную собственность, материалы дела не содержат, как и не представлено таких сведений в суд апелляционной инстанции.
В связи с этим действия начальника отделения управления жилищного обеспечения, связанные с отказом в принятии супруги истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи Захарова А.С, судом первой инстанции обоснованно признаны правомерными.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 24 декабря 2018 г. по административному исковому заявлению Захарова Александра Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.