Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 22 мая 2019 г. по делу N 33а-585/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Крымского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований прапорщика в отставке Рака Александра Васильевича о признании незаконными действий начальника 1 отдела (г.Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных со снятием супруги истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, а также действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения врио командира войсковой части N подполковника Шатохина С.Г, возражавшего против доводов жалобы, а также заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Арефьева М.С, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
с ноября 1998 года Рак А.В. проходил военную службу на различных должностях в вооруженных силах Украины. С 21 марта 2014 г. по 7 декабря 2018 г. он являлся военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 15июня2018 г. N 259/сев Рак А.В. с составом семьи из четырех человек (он, супруга и двое детей) принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства - "адрес". На основании заявления истца от 18 июля 2018 г. форма обеспечения жильем изменена на предоставление жилищной субсидии.
Решением того же должностного лица от 11 сентября 2018 г. N 34/сев супруга истца - О.Н. снята с указанного учета на том основании, что ей в 2013 году от муниципальных органов Украины предоставлен в собственность бесплатно земельный участок N 10 площадью 1000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес"
Решением от 24 сентября 2018 г. N 247/сев истец и члены его семьи сняты с жилищного учета в связи с предоставлением на состав семьи из трех человека (он и двое детей) жилищной субсидии, в размере 5483072 руб. 25коп.
Приказом командира войсковой части N от 26 ноября 2018 г. N 59 истец уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья и на основании приказа командира войсковой части N от 7декабря 2018 г. N 258 он исключен из списков личного состава воинской части с этой же даты.
Рак А.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными принятые решения и обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилищной субсидии с учетом всех членов его семьи. Поскольку жилищной субсидией он был обеспечен не в полном объеме, без учета его супруги, то полагает, что его увольнение с военной службы также является незаконным, в связи с чем он подлежит восстановлению на военной службе и в списках личного состава воинской части.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Рак А.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. Автор жалобы, ссылаясь на нормы законодательства, как России, так и Украины, считает, что оснований для снятия его супруги с учета нуждающихся в жилом помещении не имеется. В обоснование он указывает, что земельный участок для строительства жилого дома был предоставлен его супруге муниципальными органами Украины, но социальные выплаты для строительства жилого дома она не получала, в связи с чем на данном участке никаких построек не имеется, он не электрифицирован и к нему не подведена система водоснабжения. Поскольку право собственности супруги на земельный участок зарегистрировано в Украине, то этот земельный участок отношения к жилищному фонду Российской Федерации не имеет. При таких обстоятельствах не было оснований для снятия его супруги с учета нуждающихся в жилом помещении. Предоставление жилищной субсидии без учета супруги нарушает его право на обеспечение жильем, следовательно, приказы командиров воинских частей о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части являются незаконными и подлежат отмене. Однако данные обстоятельства судом первой инстанции не приняты во внимание. Судом также не учтено, что он является участником боевых действий и имеет право на первоочередное обеспечение жильем. Оспариваемое судебное решение не мотивировано, не указаны доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, не применен закон, подлежащий применению. Кроме того, гарнизонным военным судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в неправильном определении вида судопроизводства, поскольку изначально его административное исковое заявление принято к производству Ленинского районного суда г. Севастополя по правилам искового производства.
В возражениях старший помощник военного прокурора - войсковая часть N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу требований частей 1 и 2 ст. 1 КАС РФ рассмотрение дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления, осуществляются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства. При этом вид судопроизводства определяется судом исходя из существа предъявленных требований.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Таким образом, нормы главы 22 КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.
Принимая к производству поступившее по подсудности дело, суд правомерно исследовал обстоятельства, связанные с формой и содержанием поданного административного искового заявления на предмет его соответствия форме административного судопроизводства в том виде, в каком она определена в ст. 125 КАСРФ и пришел к обоснованному выводу, что требования истца сводятся к оспариванию действий должностных лиц в порядке осуществления ими административно-властных полномочий. Поэтому данное дело обоснованно рассмотрено военным судом в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2016г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предписано обеспечивать военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту. Также установлено, что при обеспечении жилыми помещениями таких военнослужащих, учитывается общая продолжительность военной службы, дата поступления на военную службу в вооруженные силы, воинские формирования и правоохранительные органы Украины, в которых предусмотрена военная служба, дата получения первого воинского звания офицера (специального звания) и дата окончания военной образовательной организации.
Таким образом, порядок и условия предоставления указанным гражданам жилых помещений должны соответствовать действующему российскому законодательству.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Следовательно, наличие в собственности у военнослужащего или члена его семьи земельного участка, предоставленного органами местного самоуправления, исключает возможность предоставления собственнику участка, жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичная норма содержится в п. 5 ч. 1 ст. 19 Закона Украины "О жилищном фонде социального назначения" от 12 января 2006 г. N 3334-IV.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения Феодосийского городского Совета Автономной Республики Крым от 29 марта 2013 г. N 1298 супруге истца - О.Н... был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок N 10 площадью 1000кв.м, расположенный по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 сентября 2018 г. N 92-00-4001/5001/2018-6593 право собственности О.Н. на этот участок было зарегистрировано Украиной 17 октября 2013 г.
После вхождения Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации указанный земельный участок 30 августа 2016 г. зарегистрирован О.Н. в соответствии с законодательством Российской Федерации без изменения его предназначения.
Таким образом, поскольку супруга истца ранее установленным порядком была обеспечена от органа местного самоуправления земельным участком, оснований для признания истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения с учетом его супруги у жилищного органа не имелось, в связи с чем, действия начальника отдела управления жилищного обеспечения, судом первой инстанции обоснованно признаны правомерными.
Утверждение в жалобе о том, что без предоставления социальных выплат для строительства жилого дома факт наличия земельного участка не может служить основанием для снятия О.Н. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи истца, является необоснованным. В соответствии с приведенными требованиями жилищного законодательства предоставление земельного участка для строительства жилого дома является обстоятельством, исключающим возможность нахождения его собственника на жилищном учете.
Сам по себе факт отсутствия возможности приступить к строительству жилого дома на земельном участке, а также отсутствие на нем инженерных коммуникаций не свидетельствует о наличии оснований для возложения на жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации обязанности принять О.Н. на жилищный учет, в том числе для обеспечения жилищной субсидией в составе семьи истца.
В связи с исполнением Министерством обороны Российской Федерации обязанности по обеспечению РакаА.В. жильем путем перечисления ему жилищной субсидии на состав семьи три человека истец обосновано был снят с жилищного учета.
Учитывая установленные судом обстоятельства, ссылка истца на наличие у него статуса участника боевых действий, полученного до 14 марта 2014 г, не свидетельствует о наличии у него права на предоставление жилья с учетом супруги.
Поскольку требования истца о восстановлении на военной службе являются производными от законности реализации его права на жилище, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены приказов командиров войсковых частей N и N от 26 ноября 2018 г. N 59 об увольнении истца с военной службы и от 7декабря 2018 г. N 258 об исключении его из списков личного состава воинской части.
Вопреки мнению автора жалобы, решение суда соответствует требованиям ст.180 КАС РФ, так как в нем приведены установленные судом обстоятельства, указаны нормативные правовые акты, которыми суд руководствовался при принятии судебного постановления, дана оценка приведенным истцом доводам. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам ст. 84 КАС РФ и соответствуют требованиям закона, подлежащим применению к данным правоотношениям.
Доводы жалобы истца направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом с изложением его позиции относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного постановления.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2019 г. по административному исковому заявлению Рака Александра Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.