Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 03 июля 2019 г. по делу N 33а-675/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И,
судей
Меркулова Д.В. и Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 марта 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных старшим мичманом Яремой Андреем Мирославовичем требований о признании незаконными действий начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Василенко И.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 29 ноября 2018 г. N 158/сев Яреме А.М. отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что ему с членами семьи от военного ведомства было предоставлено жилое помещение, которым он распорядился по своему усмотрению, утратив возможность его сдачи жилищным органам.
Ярема А.М. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным это решение и обязать должностных лиц принять его на жилищный учет.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы приводит обстоятельства дела и указывает, что общая площадь ранее предоставленной ему квартиры менее учетной нормы, установленной для г. Севастополя в размере 12 кв.м. В связи с этим он имеет право на получение жилого помещения от военного ведомства даже с учетом того, что лишен возможности сдать ранее предоставленную квартиру.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Яреме А.М, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, по месту прохождения военной службы на состав семьи три человека (истец, его супруга и сын) военным ведомством в 2000 году было предоставлено расположенное по адресу: г. "адрес" жилое помещение общей площадью 33,6 кв.м (жилой - 19,03 кв.м). После расторжения в 2005 году брака Ярема А.М. добровольно выехал из указанного жилого помещения.
В соответствии со ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 397-О и от 20 ноября 2014 г. N 2655-О содержится правовая позиция, согласно которой закрепленные в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" требования об однократном обеспечении жильем и о необходимости представления документов о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения государством жильем определенной категории граждан.
Следовательно, если военнослужащий распорядился ранее полученным от военного ведомства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилья по договору социального найма по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Этот вывод соответствует разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8, согласно которым в случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, поскольку Ярема А.М. добровольно распорядился ранее полученным от военного ведомства жильем, оставив его бывшей супруге и сыну, начальником 1 отдела управления жилищного обеспечения правомерно принято решение, которым административному истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. Поэтому вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении его заявления является правильным.
Утверждение истца о том, что он имеет право на обеспечение жильем, поскольку с учетом его бывшей супруги и сына площадь ранее предоставленного ему жилого помещения являлась менее учетной нормы, установленной в г. Севастополе на момент его обращения в жилищный орган, является несостоятельным.
В данном случае правовое значение имеет не дата обращения военнослужащего с заявлением о принятии на жилищный учет, а момент, когда он распорядился предоставленным ему военным ведомством жильем. Поэтому по данному делу суд правильно применил постановление исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов и Президиума Крымского областного совета профессиональных союзов "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в г. Севастополе" от 24 декабря 1984 г. N 21/893, согласно которому учетная норма площади жилого помещения в г. Севастополе составляла 5 кв.м жилой площади на одного человека.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 марта 2019 г. по административному исковому заявлению Яремы Андрея Мирославовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.