Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 14 августа 2019 г. по делу N 33а-917/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Цыбульника В.Е, Меркулова Д.В,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 г, которым удовлетворены заявленные требования капитана 2 ранга Бойко Александра Александровича о признании незаконным решения начальника отделения (территориальное г. Ахтубинск, Астраханской области) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения) о внесении изменений в его учетные данные, содержащиеся в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 21 января 2019 г. N АХТ-12/3 в учетные данные Бойко А.А, содержащиеся в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, внесены изменения в части указания о необходимости при определении норматива общей площади жилого помещения учитывать площадь ранее полученного им от военного ведомства жилого помещения в размере 30,4 кв. м.
Бойко А.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать данное решение незаконным и обязать указанное должностное лицо его отменить.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник отделения управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить в связи с несоответствием изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела и нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что в 2002 г. Бойко А.А. от военного ведомства Украины была предоставлена квартира по адресу: "адрес", которую он приватизировал и в 2003 г. продал. Следовательно, Бойко А.А. распорядился полученным жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его.
Со ссылкой на положения пункта 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" автор жалобы утверждает, что право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется военнослужащим один раз. При этом вывод суда о том, что предоставление ранее жилого помещения не может учитываться, так как со времени отчуждения истцом этого жилого помещения прошло более пяти лет, не может быть признан обоснованным.
Поскольку Бойко А.А. и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы (для г. Ахтубинска - 11 кв.м), он был принят на жилищный учет, но начальником отделения управления жилищного обеспечения принято правомерное решение о внесении изменений в учетные данные истца, связанные с учетом площади ранее предоставленного ему жилого помещения в размере 30,4 кв. м. При этом ошибочное указание в оспариваемом решении даты рождения дочерей истца является технической ошибкой и не может быть признано юридически значимым обстоятельством.
В письменных возражениях административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, гарнизонный военный суд исходил из того, что квартира площадью 30,4 кв. м по адресу: "адрес" Бойко А.А. была получена от вооруженных сил Украины, как гражданином этого государства, и со времени отчуждения названного жилого помещения в 2003 г. прошло более 5 лет.
По мнению суда первой инстанции, требование пункта 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" об однократном обеспечении жильем за счет государства на истца не распространяется, поскольку от Министерства обороны Российской Федерации он жильем не обеспечивался.
Однако с такими выводами нельзя согласиться.
Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 "О признании Республики Крым" Республика Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус, была признана Российской Федерацией в качестве суверенного и независимого государства.
18 марта 2014 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
20 марта 2014 г. Государственная Дума приняла, а 21 марта 2014 г. Совет Федерации одобрил и Президент Российской Федерации рассмотрел и подписал Федеральный закон о ратификации указанного международного Договора, а также Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
С целью обеспечения преемственности военной службы в Украине для правового статуса военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту в Российской Федерации, Президентом Российской Федерации издан Указ от 20 марта 2014 г. N 164 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы", в соответствии с которым воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, и органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов.
В связи с необходимостью распространения социальных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", на указанную категорию военнослужащих - граждан Российской Федерации, Президентом Российской Федерации издан Указ 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту", в соответствии с пунктом 1 которого федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обязаны обеспечивать жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, ранее проходивших военную службу (службу) в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, в органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым, а также службу в региональных органах Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, располагавшихся до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя, жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
Указанных военнослужащих предписано обеспечивать в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту.
Таким образом, по объему прав на жилищное обеспечение военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходившие до 18 марта 2014 г. военную и специальную службу в Украине, полностью приравнены к остальным военнослужащим. При этом каких-либо льгот по объему обязанностей названной категории граждан не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счет государства один раз.
Из положений статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" также следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации (другого федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
В силу пункта 5 ст. 15 Федерального закона "О статуе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, требования абзаца 1 п. 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 301-О).
Аналогичные требования об однократном обеспечении жильем за счет государства содержатся и в законодательстве Украины (статья 12 закона Украины от 11 июня 2009 г. "О социально-правовой защите военнослужащих и членов их семей", приказ Министерства обороны Украины от 31 июля 2018 г. N 380)
По делу установлено, что в 2002 году, проходя военную службу в вооруженных силах Украины, Бойко А.А. был обеспечен жилым помещением в виде однокомнатной квартиры площадью 30,4 кв. м по адресу: "адрес"
На основании договора купли-продажи от 23 мая 2003 г. N 1618 истцом данное жилое помещение было продано.
В марте 2014 г. Бойко А.А. поступил на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации и его выслуга лет на военной службе составляет более 20 лет.
В октябре 2017 г. Бойко А.А. был переведен к новому мету службы в войсковую часть N ( "адрес" и согласно свидетельству о регистрации по мету пребывания в январе 2018 г. совместно с двумя дочерьми ( ДД.ММ.ГГГГ года рождения) зарегистрировался по адресу воинской части.
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 13 декабря 2018 г. N АХТ-12/129 истец и две его дочери с 18 октября 2018 г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях в г. Ахтубинске Астраханской области с формой обеспечения - жилищная субсидия.
Вместе с тем решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 21 января 2019 г. N АХТ-12/3 в учетные данные Бойко А.А, содержащиеся в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, внесены изменения в части указания о необходимости при определении норматива общей площади жилого помещения учитывать часть ранее полученного им от военного ведомства жилого помещения в размере 30,4 кв. м. При этом в данном решении содержится ссылка на пункт 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах оспариваемое решение начальника отделения управления жилищного обеспечения гарантированных действующим законодательством прав истца на обеспечение жильем в конкретных сложившихся условиях не нарушает.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
В связи с этим решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Бойко Александра Александровича отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Бойко Александру Александровичу отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.