ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03.09.2019 г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И,
при секретаре Сафоновой М.В,
с участием прокурора Иовлева Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барышевой Валентины Ивановны о признании недействующим приказа Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 30.01.2019 N 18 "О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении предмета охраны и утверждении границ его территории",
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республике Карелия от 30.01.2019 N18 "О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении предмета охраны и утверждении границ его территории" (далее также - приказ от 30.01.2019 N 18) принадлежащее Барышевой В.И. на праве собственности здание по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 1, включено в единый государственной реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятник) с наименованием "Дом культуры ОТЗ", 1958 года постройки.
Административный истец просил признать приказ от 30.01.2019 N 18 незаконным ввиду нарушения процедуры, предшествующей включению здания в государственный реестр объектов культурного наследия, отсутствия фактических оснований для включения здания в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (далее также - административный ответчик, Управление) в отзыве на административный иск просило в его удовлетворении отказать, так как процедура включения спорного здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) не нарушена.
В судебном заседании представитель административного истца Соколов Э.М. доводы административного иска поддержал, представитель административного ответчика Тиккоева О.А. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются, в том числе, на памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6 Федерального закона N 73-ФЗ).
Гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно подпункту 12 статьи 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр.
Аналогичные полномочия отнесены пунктом 12 части 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 06.06.2005 N 883-ЗРК "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Карелия" (далее - Закон Республики Карелия N 883-ЗРК) к полномочиям органа исполнительной власти в области Республики Карелия, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (пункт 1 Положения об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2017 N 123-П).
В силу подпункта 18 пункта 10 указанного Положения Управление принимает решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или, по согласованию с органами местного самоуправления, местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр в порядке, установленном пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее - Порядок), который определяет процедуру проведения таких работ.
В соответствии с пунктом 2 Порядка работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляются самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
По результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, физические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему порядку (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка к заявлению о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр прикладываются: сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта); сведения об историко-культурной ценности объекта; иные сведения об объекте (при наличии).
Включение объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления, оформленного в соответствии с пунктами 2-6 Порядка (пункт 8 Порядка).
Основанием для исключения объекта из списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, является решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в данный перечень (пункт 10 Порядка).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.
Пунктами 1, 3 и 14 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Как следует из материалов дела, 22.08.2018 в Управление поступило заявление от кандидата архитектуры Гуляева В.Ф. о включении в реестр Дома культуры ОТЗ.
24.08.2018 Управление запросило историческую справку о Доме культуры ОТЗ в ГКУ РК "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия".
Историческая справка в адрес Управления была представлена письмом от 27.08.2018 N 01-21/30.
Приказом Управления от 30.08.2018 N 152 "О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Карелия" здание "Дом культуры ОТЗ, 1958 года постройки" было включено в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Карелия, о чем письмом от 31.08.2018 N 1618/11-15/УОКН-и Управление уведомило административного истца.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона N 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр.
В соответствии с пунктами 29 и 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569, орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения.
Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для общественного обсуждения.
Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети "Интернет" в электронной или письменной форме.
Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.
Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети "Интернет" размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.
Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы.
По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.
09.10.2018 между ГКУ РК "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия" и индивидуальным предпринимателем Вахрамеевой Т.И. был заключен договор N ОИ-10/18-12 по проведению государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия - Дома культуры ОТЗ.
22.11.2018 кандидатом архитектуры Вахрамеевой Т.И. представлен Акт государственной историко-культурной экспертизы, согласно которому эксперт полагает необходимым включение выявленного объекта культурного наследия - Дома культуры ОТЗ в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как памятник культурного наследия регионального значения.
Акт государственной историко-культурной экспертизы был размещен на сайте Управления для общественного обсуждения с 27.11.2018 по 17.12.2018, то есть в течение 15 рабочих дней; предложений не поступило.
Приказом Управления от 30.01.2019 N 18 выявленный объект культурного наследия - Дом культуры ОТЗ был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятник), о чем Управление уведомило административного истца письмом от 31.01.2019 N 203/11-15/УОКН-и.
Оспариваемый приказ был опубликован 30.01.2019 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), что соответствует требованиям пункта 15 Порядка издания нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 29.07.2014 N 64.
31.01.2019 оспариваемый приказ был направлен в Управление Минюста России по Республике Карелия (письмо N 209/11-12/УОКН-и), которое в рамках правовой экспертизы норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, коррупциогенных факторов не выявило.
Таким образом, приказ от 30.01.2019 N 18 принят уполномоченным органом, официально опубликован, процедура и порядок его издания, предусмотренные Федеральным законом N 73-ФЗ, Законом Республики Карелия N 883-ЗРК, Порядком проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Положением о государственной историко-культурной экспертизе, не нарушены.
Назначенная судом по ходатайству административного истца судебная государственная историко-культурная экспертиза также подтвердила обоснованность включения выявленного объекта культурного наследия - Дома культуры ОТЗ в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятник).
Вопреки доводам административного истца проект предмета охраны объекта культурного наследия, разработанный экспертом Куваевой Ю.П. в рамках судебной государственной историко-культурной экспертизы, не противоречит предмету охраны объекта культурного наследия, разработанному экспертом Вахрамеевой Т.И. и включенному в оспариваемый приказ, а лишь детализирует его с учетом полученных новых натурных данных при проведении государственной историко-культурной экспертизы. Более того, в приложении N 1 к приказу от 30.01.2019 N 18 указано, что предмет охраны уточняется при проведении реставрационных исследований.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим.
Разрешая ходатайство индивидуального предпринимателя Куваевой Ю.П. о возмещении ей расходов по проведению судебной государственной историко-культурной экспертизы, суд исходит из согласованной сторонами и экспертом при назначении судебной экспертизы стоимости в размере 80000 руб. и взыскивает их с административного истца, чьи требования оставлены без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Барышевой Валентины Ивановны отказать.
Взыскать с Барышевой Валентины Ивановны в пользу индивидуального предпринимателя Куваевой Юлии Петровны расходы по судебной государственной историко-культурной экспертизе в размере 80000 (восемьдесят тысяч) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья О.И. Данилов
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 09.09.2019, последний день подачи апелляционной жалобы 09.10.2019.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.