Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В,
судей Болат-оол А.В, Кандана А.А,
при секретаре Кара-оол О.К,
с участием прокурора Дажымба Б.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаан А.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кызыла, действующего в интересах Ошкулуг С.Х. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Хозяйственное управление мэрии г. Кызыла" о взыскании недоначисленной заработной платы по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла Кудерека Ч.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла в интересах Ошкулуг С.Х. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указывая на то, что Ошкулуг С.Х. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, ей начислена заработная плата с января по июнь 2018 года с нарушением действующего трудового законодательства, поскольку районный коэффициент и надбавка за работу в районах, приравненных к Крайнему Северу не начислялись сверх установленного размера минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Просил суд взыскать с ответчика в пользу Ошкулуг С.Х. недоначисленную заработную плату за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2018 года в размере 33 313 руб. 76 коп.
Решением суда иск удовлетворён. Суд взыскал с МБУ "Хозяйственное управление мэрии г. Кызыла в пользу Ошкулуг С.Х. недоначисленную заработную плату в размере 16 541,66 руб, государственную пошлину в размере 1 199,41 рублей в доход бюджета муниципального образования городской округ "Город Кызыл".
Не согласившись с решением, представитель мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, указав, что для начисления районного коэффициента и северной надбавки к МРОТ с 1 января по июнь 2018 года должен быть принят нормативно-правовой акт Правительства Республики Тыва по повышению заработной платы. Работодатели бюджетных организаций самостоятельно не имеют право устанавливать и повышать размер оклада или иные выплаты работникам обслуживающего персонала образовательных организаций. Считает, что оснований для произведения перерасчета за период с января по март у учреждения не имелось. Также из разъяснительного письма Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 25 сентября 2018 года N следует, что МРОТ установлен по Республике Тыва с 1 мая 2018 года и перерасчет производится с указанного времени, путем внесения изменений в действующие Положения об оплате труда работников. Истцом пропущен срок обращения в суд, уважительность причин пропуска не представлено. Просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).
Статья ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3,4,5).
Согласно названной статье ТК РФ, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счёт средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В силу ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в сумме 7 500 руб. в месяц, с 1 июля 2017 года - 7 800 руб. в месяц, с 1 января 2018 года - 9 489 руб. в месяц, с 1 мая 2018 года - 11 163 руб. в месяц.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N1029 с последующими изменениями и дополнениями от 03.01.1983 Республика Тыва относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Постановлением Правительства Российской Федерации N856 от 18.07.1994 в г. Кызыл установлен районный коэффициент 1,4.
Согласно п. "б" ст. 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1054 ВХ-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва" процентная надбавка к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается в размере 10 процентов за каждый год работы, но не свыше 50 процентов заработка.
Судом установлено, что Ошкулуг С.Х. находится в трудовых отношениях с МБУ "Хозяйственное управление мэрии г. Кызыла", что подтверждается копиями трудового договора от 16.08.2017 года, из которого видно, что Ошкулуг С.Х. принята в бюджетное учреждение на должность **.
Из расчётно-платёжных ведомостей следует, что в период времени с января по июнь 2018 года норма рабочего времени Ошкулуг С.Х. отработана в полном объёме. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Ошкулуг С.Х. с января по июнь 2018 года начислена и выплачена заработная плата в размере:
за январь - при норме труда 122,4 часов отработано 136 часов, начислено всего - 12413,57 рублей, удержано НДФЛ-1614 рублей;
за февраль - при норме труда 135,8 часов отработано 140 часов, начислено всего - 12640,42 рублей, удержано НДФЛ - 1643рублей;
за март - при норме труда 143 часов отработано 160 часов, начислено всего - 12491,65 рублей, удержано НДФЛ - 1624 рублей;
за май - при норме труда 143 часов отработано 148 часа, начислено всего - 12654,80 рублей, удержано НДФЛ - 1645 рублей;
за июнь при норме труда 143 часов отработано 160 часа, начислено всего - 12992,50 рублей, удержано НДФЛ - 1689 рублей;
за сентябрь - норма труда не отработана.
Следовательно, работодатель имеет следующую задолженность перед истцом:
- январь - 5615,53 рублей из расчета: 18029,1 (подлежащая начислению заработная плата) - 12413,57 (начисленная и выплаченная заработная плата);
- февраль - 5388,68 рублей из расчета: 18029,1 (подлежащая начислению заработная плата) - 12640,42 (начисленная и выплаченная заработная плата);
- март - 5537,45 рублей из расчета: 18029,1 (подлежащая начислению заработная плата) - 12.491,65 (начисленная и выплаченная заработная плата);
- май - 8554,90 рублей из расчета: 21209,70 (подлежащая начислению заработная плата) - 12654,80 (начисленная и выплаченная заработная плата);
- июнь - 8217,2 рублей из расчета: 21209,70 (подлежащая начислению заработная плата) - 12992,50 (начисленная и выплаченная заработная плата).
При учёте МРОТ и районного коэффициента, северной надбавки ответчику следовало с января по июнь 2018 года начислять и выплачивать Ошкулуг С.Х. заработную плату не менее чем 18 029,10 рублей в месяц.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что месячная заработная плата за названные периоды Ошкулуг С.Х. начислялась в размере, который не соответствует требованиям действующего законодательства.
Из представленного стороной ответчика расчетного листа за октябрь 2018 года отражены выплаты Ошкулуг С.Х. за май - июнь 2018 г. в размере 37 936,77 руб, при этом платежных документов, подтверждающих фактическую выплату за январь, февраль, март 2018 года в сумме 16 541,66 руб. не представлено.
При таких обстоятельствах, разрешая требования истца и удовлетворяя требования в размере 16 541,66 руб, суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Ссылка апеллянта на отсутствие нормативно-правового акта Правительства Республики Тыва о повышении заработной платы с 1 января до мая 2018 года, что исключало возможность самостоятельно повышать размер заработной платы работникам образовательных учреждений, несостоятельна, поскольку МРОТ, установленный с 1 января 2018 года Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" подлежит к обязательному применению всеми работодателями, независимо от форм собственности.
Отсутствие нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации в области оплаты труда, призванного для исполнения требований вышеназванного Федерального закона не должно нарушать права работника, закреплённые в Федеральном законе.
Вопреки доводам жалобы при принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установилправоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, эти доводы повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде, являлись предметом исследования, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2019 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.