Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В,
судей Романовой Е.А, Силаевой Н.Л,
при секретаре Быченковой Р.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Силаевой Н.Л. дело по апелляционной жалобе министерства труда и социальной защиты Калужской области на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 9 апреля 2019 года по иску Марова П. М. к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район", министерству труда и социальной защиты Калужской области, Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации о перерасчете денежной компенсации,
УСТАНОВИЛА:
22 января 2019 года Маров П.М. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район", министерству труда и социальной защиты Калужской области, Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации и, уточнив требования, просил установить ему с 21 августа 2018 года сумму возмещения вреда здоровью с последующей индексацией, предусмотренной законом N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как инвалиду 1 группы.
В обоснование иска указал, что является ликвидатором катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с Федеральным законом от 15 мая 1991 года N 144-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусмотрено возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, то есть денежная компенсация. В настоящее время истцу на основании судебных решений, как инвалиду 3 группы, ежемесячно выплачивается индексируемая денежная компенсация в сумме 6101 рубль 80 копеек. С 21 августа 2018 года истец признан инвалидом 1 группы бессрочно, что, по его мнению, является основанием для перерасчета компенсации.
Маров П.М. и его представитель Марова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель Отдела социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" Рахаева Н.А. исковые требования признала.
Представитель министерства труда и социальной политики Калужской области Алексеева Н.Е. возражала против удовлетворения иска.
Представитель Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 9 апреля 2019 года постановлено:
установить Марову П.М. с 1 декабря 2018 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, в размере 18 886 рублей 59 копеек, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов 1 группы с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством;
обязать Отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" произвести с 1 декабря 2018 года перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, исходя из размера ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов 1 группы с учетом выплаченных с 1 декабря 2018 года сумм компенсации;
исполнительный лист, выданный по гражданскому делу N 2-56/2007 на основании решения Дзержинского районного суда Калужской области от 20 апреля 2007 года и дополнительного решения от 11 мая 2007 года о назначении Марову П.М. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 2 952 рубля 12 копеек с последующей индексаций, признать утратившим силу.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона.
Выслушав объяснения представителя министерства труда и социальной защиты Калужской области Алексеевой Н.Е, поддержавшей жалобу, объяснения Марова П.М. и его представителя Маровой В.А, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Маров П.М. в период с 24 декабря 1986 года по 21 февраля 1987 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 20 апреля 2007 года, с учетом дополнительного решения от 11 мая 2007 года, на отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области возложена обязанность назначить Марову П.М. с 1 января 2007 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 2 952 рублей 12 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке до изменения либо снятия группы инвалидности.
Установленный судом размер возмещения вреда здоровью Отдел социальной защиты населения администрации МР "Дзержинский район" ежегодно индексировал согласно соответствующим постановлениям Правительства Российской Федерации. В 2018 году размер компенсации составлял 5 930 рублей 72 копейки, в 2019 году составляет 6 185 рублей 74 копейки в месяц.
21 августа 2018 года Марову П.М. установлена 1 группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2016 N.
19 ноября 2018 года Маров П.М. обратился в Отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" по вопросу перерасчета ежемесячных денежных компенсаций в связи с изменением группы инвалидности.
Письмом Отдела социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" N 2091 от 26 ноября 2018 года Марову П.М. рекомендовано обратиться в суд.
Удовлетворяя исковые требования суд исходил из того, что решением Дзержинского районного суда Калужской области от 20 апреля 2007 года и дополнительным решением от 11 мая 2007 года выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, установлена в размере 2 952 рублей 12 копеек с последующей индексацией установлена Марову П.М. до изменения либо снятия группы инвалидности, в связи с чем он имеет право на установление ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов 1 группы.
Однако суд не учел следующие обстоятельства.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).
Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 ода N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб, инвалидам II группы - 2500 руб, инвалидам III группы - 1000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Из пункта 3.2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П следует, что избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установилтакже право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка, дохода, денежного довольствия.
В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П указано, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года (то есть после 15.02.2001 года).
Как видно из материалов дела, первоначально сумма компенсации в возмещение вреда здоровью Марову П.М. была рассчитана из заработка 1994-1995 годов со 2 марта 1996 года.
Впоследствии сумма компенсации вреда здоровью истцу индексировалась решением Дзержинского районного суда Калужской области от 20 апреля 2007 года и дополнительным решением от 11 мая 2007 года.
В соответствии с данными решениями истцу как инвалиду третьей группы с 1 января 2007 года была установлена сумма возмещения вреда в размере 2 952 рубля 12 копеек, что превышало твердый размер компенсации для инвалидов третьей группы.
Размер выплаты Марову П.М. в 2018 году составил 6 101 рубль 80 копеек, в 2019 году - 6 364 рубля 18 копеек, что также превышает твердый размер компенсации для инвалидов третьей группы.
Поскольку истец воспользовался правом выбора порядка определения суммы возмещения вреда, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных им исковых требований.
Учитывая изложенное, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 (пункт 1 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 9 апреля 2019 года отменить.
Принять новое решение.
Марову П. М. в удовлетворении иска к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район", министерству труда и социальной защиты Калужской области, Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации о перерасчете денежной компенсации отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.