Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Димитриевой Л.В,
при секретаре Владимирове А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дудкина Петра Михайловича к Кабинету министров Чувашской Республики, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике-Чувашии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости,
установил:
Дудкин П.М. обратился в суд с административным исковым заявлением Кабинету министров Чувашской Республики, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике-Чувашии об установлении кадастровой стоимости двухэтажного здания с кадастровым номером.., назначение: нежилое, общая площадь 963,6 кв.м, инв.N 2462, лит.А, адрес: Чувашская Республика, Яльчикский район, село Большие Яльчики, улица.., дом 16, равной его рыночной стоимости в размере 4689500 руб.
В обоснование заявления указано, что, согласно изготовленному ООО "Центр оценки "Эдвайс" отчету от 18.12.2018 N 345/18 рыночная стоимость здания составляет 4689500 руб, в то время как в соответствии с внесенными на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 года N 586 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики" в государственный кадастр недвижимости сведениями его кадастровая стоимость составляет 12811803,97 руб, дата утверждения кадастровой стоимости - 06.09.2013.
Учитывая, что Дудкин П.М. является собственником указанного объекта недвижимости, право собственности зарегистрировано 07.02.2012 за N.., требование заявлено истцом в целях пересмотра величины налоговых платежей.
Впоследствии иск неоднократно уточнялся, в его окончательной редакции, заявив требования к ответчикам Кабинету министров Чувашской Республики, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее Управление Росреестра по Чувашской Республике), Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее Минюст Чувашии), Дудкин П.М. просил установить кадастровую стоимость Здания равной его рыночной стоимости.
В уточненном административном исковом заявлении, принятым судом к производству 06.08.2019, истец поддержал ранее изложенные требования об установлении кадастровой стоимости Здания в размере его рыночной стоимости по состоянию на 06.09.2013, определенной по результатам проведенной по делу комиссией в составе эксперта ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России ФИО1, эксперта ФИО2 судебной экспертизы, в размере 5956459 руб.
Административный истец Дудкин П.М. личного участия в деле не принимал.
Представитель административного истца Стариков И.Г. поддержал уточненное административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Чувашской Республике Андреева С.Е, ФГБУ "ФКП Росреестра" Мельникова Н.Н, Минюста Чувашии Васильев С.В. не возражали относительно установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, разрешение требований оставили на усмотрение суда.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, заинтересованные лица администрация Яльчикского района Чувашской Республики, администрация Большеяльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики
представителей в судебное заседание не направили.
Исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, размещении информации о рассмотрении жалобы, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" на интернет-сайте суда первой инстанции, а также в занимаемых судом помещениях, суд не усмотрел препятствий в рассмотрении дела по имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Дудкину П.М. на праве собственности принадлежит двухэтажное здание с кадастровым номером.., назначение: нежилое, общая площадь 963,6 кв.м, инв.N2462, лит.А, адрес: Чувашская Республика, Яльчикский район, село Большие Яльчики, улица.., дом 16, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, государственная регистрация права произведена 07.02.2012 за N...
По результатам кадастровой оценки, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 586 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики" по состоянию на 06.09.2013, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., составляет 12811803,97 руб.
Поводом для обращения в суд с иском послужило определение Дудкиным П.М. рыночной стоимости здания, не соответствующей его кадастровой оценке, в связи с чем, по мнению истца, подлежит пересмотру размер исчисленных налоговым органом налоговых платежей за указанные объекты недвижимого имущества.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее Постановление Пленума от 30.06.2015 N 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности двухэтажное здание с кадастровым номером.., назначение: нежилое, общая площадь 963,6 кв.м, инв.N 2462, лит.А, адрес: Чувашская Республика, Яльчикский район, село Большие Яльчики, улица.., дом 16.
В соответствии с Приказом Минюста Чувашии от 02.11.2017 N 177-о (зарегистрирован в Минюсте ЧР 02.11.2017 N 4077) (далее также Приказ N 177-о) указанное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, плательщиком налога является лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости указано как обладающее правом собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, в данном случае собственником здания значится Дудкин П.М.
Согласно пункту 2 статьи 375, статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508).
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 135-ФЗ, далее - Закон N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 8 Постановления Пленума от 30.06.2015 N 28, согласно абзацу 1 статьи 24.12 Закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом N 135-ФЗ периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 06.09.2013.
С настоящим административным иском истец обратился в суд 29.12.2018, то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 3 пункта 8 Постановления Пленума от 30.06.2015 N 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 статьи 24.12 Закона N 135-ФЗ слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" исключены.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 N 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), расположенных на территории Чувашской Республики приложение N 1 (дата вступления в силу - с 01.01.2019, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования), согласно которым кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., составляет 17089 502,44 руб.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии со статьями 23, 24 Положения о вопросах налогового регулирования в Яльчикском сельском поселении Яльчикского района Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от 21.08.2014 N 5/1-с (в редакции от 29.05.2019), налог на имущество физических лиц устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Положением, и обязателен к уплате на территории сельского поселения. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 26 указанного положения на имущество физических лиц установлена налоговая ставка в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Как указывал представитель административного истца, установленная кадастровая стоимость нарушает права административного истца ввиду включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Приказом N 177-о, возлагая обязанность по оплате налога на имущество в завышенном размере.
Принимая во внимание изложенное, суд признает причины пропуска истцом срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением уважительными, поскольку обязанность по оплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере на административного истца возложена с момента вступления в законную силу Приказа N 177-о.
В связи с изложенным, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 24.10.2018 кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости составляет 12811803,97 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости - 06.09.2013. Сведения о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости внесены 06.09.2013.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума от 30.06.2015 N 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно заключению комиссии экспертов ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России в составе эксперта ФИО1, частнопрактикующего эксперта ФИО2 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... по состоянию на 06.09.2013 составляет 5956 459 руб.
Суд, оценивая представленное заключение экспертов, проведенное по результатам судебной экспертизы, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению экспертов не имеется.
Так судебная экспертиза назначена определением суда в соответствии со статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы. Заключение в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных профессиональными экспертами, которым были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и которые были в установленном порядке предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, выводы экспертов неясностей и разночтений не содержат, мотивированы, соответствуют предмету исследования. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером... определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Административный истец уточнил исковые требования в соответствии с результатами судебной экспертизы, административные ответчики не представили возражений относительно выводов комиссии экспертов.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания с кадастровым номером.., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, село Большие Яльчики, улица.., дом 16 (далее также Здание), по состоянию на 6 сентября 2013 года в размере, определенном экспертом, составляющим 5956 459 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума от 30.06.2015 N 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 29.12.2018.
Следовательно, в рассматриваемом случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению с 01.01.2018 по 31.12.2018.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона N 135-ФЗ Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно части 6 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Со дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01.01.2017 осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
На территории Чувашской Республики таким органом регистрации прав является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
При этом в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Таким образом, настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания с кадастровым номером... в Единый государственный реестр недвижимости в силу закона.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате эксперту.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России и ИП ФИО2 за производство экспертизы и составление заключения эксперта от 27.06.2019 N 1151/04-4 выставлены счета на оплату на суммы 9172,80 руб. и 20827, 20 руб. соответственно.
При назначении судебной экспертизы согласно определению суда от 15.03.2019 расходы за ее производство возложены на лицо, заявившее ходатайство, а именно - администрацию Большеяльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики, процессуальный статус которой в настоящем деле определен в качестве заинтересованного лица.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.07.2017 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Установленная рыночная стоимость здания с кадастровым номером... более чем в два раза отличается от ранее определенной в результате государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости, что свидетельствует о существенном расхождении утвержденной кадастровой стоимости от рыночной и наличию ошибок при ее определении, в связи с чем, бремя несения судебных расходов не подлежит возложению на административного истца, реализовавшего конституционные права на судебную защиту и обеспечит максимальную защиту имущественных интересов административного истца, заявившего обоснованные требования.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 43 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 N 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики" финансирование Кабинета Министров Чувашской Республики и возглавляемых им органов исполнительной власти Чувашской Республики осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Минюст Чувашии в соответствии с возложенными на него задачами выполняет, в числе прочего, функции по разработке проектов решений Кабинета Министров Чувашской Республики в сфере государственной кадастровой оценки расположенных на территории Чувашской Республики объектов недвижимости; осуществляет полномочия, установленные для исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" (пункты 48, 66 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2016 N422).
На основании изложенного расходы, связанные с производством судебной экспертизы, подлежат взысканию с Минюста Чувашии за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в пользу ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России в размере 9172,80 руб, в пользу ИП ФИО2 - в размере 20827, 20 руб.
Руководствуясь статьями 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики
решил:
Восстановить Дудкину Петру Михайловичу срок для подачи заявления об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Установить кадастровую стоимость двухэтажного здания с кадастровым номером.., назначение: нежилое, общая площадь 963,6 кв.м, инв.N 2462, лит.А, адрес: Чувашская Республика, Яльчикский район, село Большие Яльчики, улица.., дом 16 (далее также Здание), равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 сентября 2013 года в размере 5956 459 руб. (пять миллионов девятьсот пятьдесят шесть тысяч четыреста пятьдесят девять рублей) на период с 1 января 2018 года до 31 декабря 2018 года.
Датой подачи заявления считать 29 декабря 2018 года.
Установленная судом кадастровая стоимость действительна по 31 декабря 2018 года.
Взыскать с лицевого счета Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (428004, Чувашская Республика, город Чебоксары, Президентский бульвар, дом 10, ОГРН 1032129000375, ИНН 2129039343), открытого в Министерстве финансов Чувашской Республики, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики расходы по проведению судебной экспертизы
в пользу ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России (428031, Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Кадыкова, дом 7, ИНН 2127010282, КПП 213001001, УФК по Чувашской Республике (ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России, л-с 20156Ц35950), расчетный счет N... в Отделение-НБ Чувашская Республика, БИК 049706001, в сумме 9172,80 (девять тысяч сто семьдесят два рубля, восемьдесят копеек);
в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2 (428001, Чувашская Республика, город Чебоксары,.., ИНН 212801093235, расчетный счет N... в ПАО АКБ "АВАНГАРД" г.Москва, БИК 044525201, в сумме 20827, 20 руб. (двадцать тысяч восемьсот двадцать семь рублей, двадцать копеек).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Л.В. Димитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.