Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" Котельниковой Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 12 ноября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 12 ноября 2018 года Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М " (далее - ООО "Альфа-М ", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности магазина "Красное и Белое" ООО "Альфа-М", расположенного по адресу: г.Москва, Солнцевский проспект, д.6, корп.1 на срок 30 (тридцать) суток.
Решением судьи Московского городского суда от 28 ноября 2018 года данное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба директора Общества Котельниковой Е.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе директор Общества Котельникова Е.А. просит об отмене судебных актов, указывая на отсутствие состава административного правонарушения; процессуальные нарушения при проведении проверки и рассмотрении дела; на составление в отношении Общества двух протоколов об административном правонарушении; неверное установление всех обстоятельств по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, нахожу судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст.6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с ст.24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ч.1 ст. 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях: 1) установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека; 2) установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений); 3) установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 введены в действие Санитарные правила "СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Как следует из материалов дела, при проведении административного расследования по обращению заявителя, по определению N04/029 от 30.05.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в отношении ООО "Альфа-М" осуществляющего деятельность в магазине "Красное и Белое", расположенное по адресу: г.Москва, Солнцевский пр, д.6, корп.1 были выявлены нарушения, а именно:
- загрузка продукции в магазин, расположенный на 1-м этаже жилого дома, осуществляется непосредственно под окнами жильцов;
- холодильное оборудование магазина: холодильная камера для хранения емкостей с разливным пивом смонтировано непосредственно под жилой квартирой N214;
- уровень шума в жилой квартире N214 от работы холодильного и вентиляционного оборудования магазина "Красное и Белое" превышает допустимые значения на 2 дБ по шкале "А" для ночного времени суток, что ухудшает условия проживания и отдых людей жилого дома;
- канализационная система магазина объединена с канализационной системой жилого дома, что не соответствует требованиям СанПиН;
- организация выбросов от вытяжной вентиляционной системы магазина осуществляется с наружной стороны фасада жилого дома на уровне первого этажа, под окнами жилых квартир, забор воздуха также осуществляется со стороны фасада жилого дома рядом с решетками вытяжной вентиляции, удаляющей отработанный воздух из магазина, а не в зоне наименьшего загрязнения, что не соответствует требованиям СанПиН;
- нарушен принцип поточности при организации предприятия, не исключены встречные потоки и перекрест персонала и посетителей (в магазине имеется один вход для персонала, посетителей и загрузки товара);
- на железобетонных плитах потолка, частично стенах складских и подсобных помещений отсутствует внутренняя отделка;
- в полах складских и подсобных помещений имеются выбоины;
- пищевые продукты в складских помещениях частично хранятся на полу без подтоварных стеллажей или поддонах;
- отсутствует раздевалка (гардеробная) для сотрудников магазина, верхняя одежда, обувь, личные вещи сотрудников хранятся в складских помещениях, что является нарушением п.п. 2.4; 4.2; 4.4; 3.7; 5.1; 2.2; 5.2; 5.9; 5.10; 7.8; 13.5 "СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила".
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судебных инстанций сделаны на основе доказательств, оценка которых произведена по правилам ст.26.11 КоАП РФ, а именно: протокола об административном правонарушении; протокола осмотра; заявления жильца квартиры N214 по адресу: г.Москва, Солнцевский пр, д.6, корп.1; экспертными заключениями; устными показаниями главного специалиста-эксперта Лукиной М.М, полученных судьей районного суда при рассмотрении дела; иных материалов дела.
Установив, что у ООО "Альфа-М ", как лица, осуществляющего по адресу г.Москва, Солнцевский пр, д.6, корп.1 предпринимательскую деятельность имелась возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, судебные инстанции правильно квалифицировали действия Общества по ст.6.3 КоАП РФ.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено ( ст.2.1 КоАП РФ).
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что в отношении Общества было составлено два протокола об административном правонарушении не может быть признан обоснованным ввиду следующего.
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола ( ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).
Системное толкование вышеприведенных положений ст.28.2 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого он составлен. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица об их внесении.
Согласно материалам дела, судьей при подготовке дела к рассмотрению были выявлены недостатки, которые подлежали устранению. Учитывая, что нормы КоАП РФ не регламентируют форму процессуального документа, которым устраняются недостатки в ранее составленном процессуальном документе, составление протокола в новой редакции, с соблюдением должностным лицом требований об извещении лица, в отношении которого возбуждено административное правонарушение, о направлении ему копии протокола об административном правонарушении, предусмотренных вышеперечисленными нормами, отвечает требованиям КоАП РФ и не влечет нарушение процессуальных прав лица.
Из материалов дела следует, что Общество было извещено должностным лицом посредством направления 29 августа 2018 года телеграммы о составлении 03 сентября 2018 года в 14 часов 00 минут протокола, согласно уведомлению, поступившему из почтового отделения, телеграмма не доставлена, организация закрыта, адресат по извещению не является (л.д.20,21).
Изложенное указывает, что требования ст.28.2, ст.25.15 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа были соблюдены.
Доводы жалобы о допущенных административным органом процессуальных нарушений при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 30 мая 2018 года, а также при назначении экспертизы при проведении административного расследования, не могут быть приняты в качестве оснований для удовлетворения жалобы, поскольку являлись предметом проверки судебных инстанций и опровергается показаниями главного специалиста-эксперта Лапиной М.М, которая была допрошена судьей районного суда при рассмотрении дела, пояснившая, что все процессуальные действия были проведены в присутствии представителя Общества, о назначении экспертиз последнему было известно.
Административное наказание назначено Обществу в пределах, предусмотренных санкцией ст.6.3 КоАП РФ, оснований для его изменения с учетом доводов жалобы не имеется.
Законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда постановления, проверена судьей Московского городского суда по правилам ст.30.6 КоАП РФ, в судебных актах дана надлежащая правовая оценка всем доводам заявителя и доказательствам по делу, указаны мотивы, по которым судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Альфа-М" к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 12 ноября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью " Альфа-М " оставить без изменения, жалобу директора Общества Котельниковой Е.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.