Судья Московского городского судаПритула Ю.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО ******на постановление N 21/25-2018/4 начальника Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве ***от 26 октября 2018 года, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица - генерального директора ООО ***,
УСТАНОВИЛ:
постановлениемN 21/25-2018/4 начальника Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве от 26 октября 2018 года оставленным без изменения решением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2019 годадолжностное лицо ООО ******признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В настоящей жалобе ***, выражая несогласие с указанными постановлением и решением нижестоящих инстанций, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указал на то, что при принятии интерактивной ставки ***действия ООО *** полностью соответствовали всем положениям Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом от 01 августа 2017 года N 55, а именно от ***был затребован документ, удостоверяющий его личность (паспорт) по видео-конференц-связи удостоверена личность клиента с его паспортом, получена фотография ***.
*** в суд не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, обеспечил явку защитника***, которыйдоводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2019 года оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2019 года по делу N ***постановление N ***от 26 октября 2018 года по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении ООО *** признано незаконным и отменено ввиду отсутствия в действиях ООО *** состава административного правонарушения. Данное решение и постановление вступили в законную силу, в силу чего,обжалуемые постановление и решение вступают в противоречие с вступившим в законную силу судебным актом по тем же обстоятельствам.
Явившиеся в суд в представители Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве***, доводы жалобы не признали, представив в дело письменный отзыв, согласно которому обязанность проведения идентификации клиента при принятии интерактивной ставкиОбществом не выполнена. При этом указали, что такой вид идентификации как видео-конференц-связьне предусмотрена Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы,прихожу к следующим выводам.
Основанием для привлечения должностного лица - генерального директора ООО ****** к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, послужили обстоятельства, установленные должностным лицом административного органа в протоколе и постановлении, согласно которым11 сентября 2018 года в 16 час. 30 мин. *** с помощью своей банковской карты пополнил счет на сайте bingoboom. ru и совершил интерактивную ставку на официальное спортивное событие - исход матча Спартак М - Ахмат, в размере 100 руб, что подтверждается полученным по электронной почте кассовым чеком от 11 сентября 2018 года, при этом какую либо очную идентификацию у ООО *** не проходил, в букмекерскую контору не явился и оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт РФ) сотрудникам ООО *** лично не предъявлял, в связи с чем, 11 сентября 2018 года в 16 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, ул. Симоновский Вал, д. 26А, этаж 1, ком. 23А генеральным директором ООО ****** нарушены требования п. 3.8 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных приказом от 01 августа 2017 года N 55.
Указанные выше обстоятельства начальник Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве и судья Симоновского районного суда посчитали надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела.
Однако с такими выводаминижестоящих инстанций согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех обстоятельств.
Как следует из текста обжалуемого постановления генеральному директору ООО ****** вменяется в вину тот факт, что он провел идентификацию клиента путем использования систем видео-конференц-связи, в то время как, по мнению административного органа, данный вид идентификации не предусмотрен Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее ФЗ - 115 от 07.08.2001).
Вместе с тем, решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2019 года оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2019 года по делу N ***постановление N ***от 26 октября 2018 года по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении ООО ***, признано незаконным и отменено ввиду отсутствия в действиях ООО *** состава административного правонарушения. Данными судебными актами, вступившими в законную силу, установлено, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента,выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществленииорганизациями, осуществляющими операции с денежными средствами или инымимуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховыхпремий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте,эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работниковорганизации, осуществляющей операции с денежными средствами или инымимуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целяхлегализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, илифинансирования терроризма) (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ).
На основании п. 5.4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗпри проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя,бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации,осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправетребовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента,представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительныедокументы, документы о государственной регистрации юридического лица(индивидуального предпринимателя), а также иные документы, предусмотренныенастоящим Федеральным законом и принимаемыми на его основе нормативнымиправовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России.При проведении идентификации клиента - физического лица организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента информации о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4 -1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив в отношении физического лица следующие сведения: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес местажительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Следовательно, по смыслу взаимосвязанных положений части первой статьи 2, абзаца 8 статьи 5 и подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, требование идентификации клиентов распространяется, в том числе на организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Согласно п. 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ-244) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Пункт 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержит исчерпывающий перечень обязанностей организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Из норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ следует, что обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о совершении клиентом операции с денежными средствами или иным имуществом установлена п. 1 ст. 7 Закона только в отношении операций, подлежащих обязательному контролю.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. 1.1 и 1.2 указанной статьи.
В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗидентификация клиента - физического лица, представителя клиента,выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществленииорганизациями, осуществляющими операции с денежными средствами или инымимуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 руб. (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Из указанного следует, что ООО *** обязано идентифицировать только тех лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15 000 руб.
Как следует из постановления N 21/25-2018/4 от 26 октября 2018 года, факт приема Обществомплатежей (ставок) от участника азартных игр свыше 15 000 руб. налоговым органом незафиксирован. Из постановления следует и налоговым органом установлен и зафиксированфакт совершения интерактивной ставки в размере 100 руб. от участника азартныхигр, что влечет отсутствие обязанности у Общества проводить идентификацию клиентав рамках Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Следовательно, состав административного правонарушения, ответственность закоторое установлена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в действиях генерального директора ООО ******отсутствует.
Проведение идентификации клиента путем использования систем видео-конференц-связи было осуществлено Обществом во исполнение требований 5 пункта 1 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны принимать ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры.
Как установлено решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2019 года, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2019 года по делу N ***, в подтверждение установлении личности ***. Обществом 25 сентября 2018 года в адрес ИФНС России N 25 по г. Москве были направлены документы с информацией, подтверждающей полное установление личности указанного клиента, в том числе: данные о совершении 11 сентября 2018 года интерактивной ставки ***, распечатка фотографии *** с его удостоверяющим личность документом, полученные перед совершением им интерактивной ставки.
При этом в постановлении N 21/25-2018/4 прямо указано о принятии интерактивной ставки безпроведения идентификации клиента, несмотря на имеющуюся в материалах делараспечатку фотографии *** с его удостоверяющим личность документом,не взято в расчет требование пункта 1 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от29.12.2006 N 244-ФЗ о закрепленной обязанности проведения идентификации клиентаОбществом, что и было осуществлено по видео-конференц-связи.При этом, в Постановлении (абзац 1 страницы 3) налоговый орган указывает, чтоидентификация клиента все же была проведена, но такой вид идентификации непредусмотрен Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Однако, такое утверждение налогового органа вступает в противоречие с пунктом 1 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, где законодателем закреплено право клиентов совершать, а Общества принимать интерактивные ставки.
Таким образом, суд первой инстанции приходит к обоснованному выводу, что проведение идентификации клиента путем использования систем видео-конференц-связи было осуществлено Обществом 11 сентября 2018 года во исполнение требований пункта 1части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Из указанного выше следует, что состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в действиях генерального директора ООО ****** отсутствует.
В соответствии и с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения исключает административную ответственность.
В связи с изложенным, постановление N 21/25-2018/4 начальника Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве от 26 октября 2018 года, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО ****** подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление N 21/25-2018/4 начальника Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве от 26 октября 2018 года, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО ***отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.