Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Кривцовой О.Ю.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата, по иску прокурора Уфимского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании ликвидации перенаполняемости муниципального образовательного бюджетного учреждения лицей с.Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю, выслушав объяснения представителя администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Фазлетдиновой Э.Ю, представителя МУП "Управление образования администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" - Шакировой Г.Р, директора муниципального образовательного бюджетного учреждения лицей с.Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Полищук Н.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Замалетдиновой Л.И, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Уфимского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация района) о возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать перенаполняемость муниципального образовательного бюджетного учреждения лицей с.Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Лицей с. Булгаково), исходя из требований, предусмотренных разделом 5 СанПиН 2 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Уфимского района во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан от 22 октября 2018 г. N21-230-2018 проведена проверка доводов обращения Юсупова A.M. о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при организации образовательного процесса в Лицее с. Булгаково, здание которого введено в эксплуатацию в 2004 г. Обучение в лицее осуществляется в две смены, нормативная наполняемость школы составляет 504 учащихся, по состоянию на 1 сентября 2018 г. фактически обучаются 1196 учащихся, обучение в лицее осуществляется в две смены, из них в первую смену обучается - 581 человек, во вторую смену - 615 человек, общая переуплотненность в лицее составляет 237%, что превышает запланированную мощность учреждения.
Вместе с тем, согласно пункту 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189 количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.
В связи с перенаполняемостью образовательного учреждения обучающимися, количество учащихся в некоторых классах составляет 25 и более человек, что влечет несоблюдение нормы площади на одного обучающегося, невыполнение требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены и является нарушением пунктов 4.9, 5.6, 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи руководителю Лицея с. Булгаково 28 сентября 2018 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан предписания об устранении выявленных нарушений N 07-293.
Выявленные нарушения прав детей на доступное и безопасное образование влекут снижение качества реализации образовательных программ, не отвечают потребностям детей в создании комфортной и современной образовательной среды.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования прокурора Уфимского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан об обязании ликвидации перенаполняемости муниципального образовательного бюджетного учреждения лицей с.Булгаково муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ликвидировать перенаполняемость муниципального образовательного бюджетного учреждения лицей с.Булгаково муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан в соответствии с требования раздела 5 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" от 29.12.2010 года N189 в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Администрация района ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - представитель Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщал, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Уфимского района во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан от 22 октября 2018 г. N 21-230-2018 проведена внеплановая проверка при организации образовательного процесса в Лицее с. Булгаково, здание которого введено в эксплуатацию в 2004 г, в ходе которой установлено, что обучение в лицее осуществляется в две смены, нормативная наполняемость школы составляет 504 учащихся, по состоянию на 1 сентября 2018 г. фактически обучаются 1196 учащихся, обучение в лицее осуществляется в две смены, из них в первую смену обучается - 581 человек, во вторую смену - 615 человек, общая переуплотненность в лицее составляет 237%, что превышает запланированную мощность учреждения.
Вместе с тем, согласно пункту 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189 количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.
В связи с перенаполняемостью образовательного учреждения обучающимися, количество учащихся в некоторых классах составляет 25 и более человек, что влечет несоблюдение нормы площади на одного обучающегося, невыполнение требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены и является нарушением пунктов 4.9, 5.6, 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189.
Руководителю Лицея с.Булгаково 28 сентября 2018 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 07-293.
Как следует из письма Администрации района от 21 ноября 2018 г. за исх. N 01-23/01-23-Ю-1656-3575, а также письма администрации Лицея с. Булгаково от 21 ноября 2018 г. за исх. N226, классы обеспечены школьной мебелью, учебный и воспитательный процесс организован в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и соответствует требованиям СанПиН.
Совокупностью исследованных доказательств установлено и не оспаривается ответчиком, что в Лицее с.Булгаково количество обучающихся превышает нормативную наполняемость.
Исходя из того, что в Лицее с.Булгаково допущено нарушение пункта 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189 в части несоблюдения количества рабочих мест для обучающихся вместимости общеобразовательного учреждения, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного требования о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства в этой части в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе школьного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе школьного образования (статья 5).
Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения общего образования в образовательных организациях, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения муниципального района (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное общее образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать условия организации обучения детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Рассматривая настоящие требования, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, и отклоняются судебной коллегией доводы Администрации района, вновь приводимые в апелляционной жалобе, о том, что ответчик провел необходимые мероприятия в рамках полномочий, в июле 2016 г. обратился в Правительство Республики Башкортостан с проблемой нехватки общеобразовательных школ, необходимости строительства новых школ в с. Булгаково, а также в Министерство образования Республики Башкортостан, получено положительное заключение в марте 2019 г. по строительству школу на 825 уч.мест, в настоящее время Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 571-р от 29 мая 2019 г. строительство школы в с. Булгаково определено по плановому периоду 2020 и 2021 годы, строительство школы займет не менее 17,5 месяцев, поскольку перечисленные действия Администрации района не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, обеспечение соблюдения законодательных требований в отношении обучающихся в Лицее с. Булгаково.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств принятия таких мер.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
Таким образом, судебная коллегия считает, что уполномоченный орган обязан был обеспечить соблюдение в Лицее с.Булгаково, в частности требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189, следовательно, не соблюдение этих требований свидетельствует о неисполнении Администрацией района возложенной на нее законом обязанности и о нарушении конституционного права учеников лицея на школьное образование.
При определенных условиях и наличии уважительных причин, ответчик вправе обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что суд рассмотрел дело без привлечения к участию в деле Министерства образования Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, которые могли бы дать пояснения по вопросам финансирования, судебной коллегий признаются несостоятельными, поскольку оспариваемым решением какие-либо права указанных лиц не установлены, обязанность не возложена. В рассматриваемом случае, вопреки суждениям апелляционной жалобы, вопрос о строительстве новых образовательных учреждений, и соответственно, об их финансировании, не был предметом рассмотрения суда, соответствующих требований прокурором не заявлялось, следовательно, решение судом первой инстанции принято в соответствии с требованиями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суждения апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда, опровергаются объяснениями директора Лицея с. Булгаково, данными при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, согласно которым решение суда фактически исполняется, переполняемость ликвидируется, в этих целях создано два филиала в д. Камышлы и д. Ступовкино, автобусы доставляют туда детей, создаются дополнительные места для обучения детей.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали о наличии предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене обжалуемого решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Вольцова А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.