Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.,
судей Старичковой Е.А, Гаиткуловой Ф.С,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Ивановой Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации МР Белорецкий район РБ, отдела опеки и попечительства Администрации МР Белорецкий район РБ на решение Белорецкого межрайонного суда РБ от 11 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамшурина Л.Р. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, просила восстановить ей (Шамшуриной Л.Р.) срок для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; включить Шамшурину Л.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ предоставить Шамшуриной Л.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот сроком на 5 лет.
В обоснование уточненных исковых требований указано, что Шамшурина (Мурзабаева) Л.Р, дата года рождения является ребенком-сиротой, в связи с тем, что ее отец Мурзабаев Р.Ф. умер дата, мать Арсланова Н.З. умерла дата. На основании Распоряжения N15, выданного 15.06.2006 года Сельским поселением Яратовского сельсовета МР Баймакского района РБ "Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Мурзабаевой Л.Р, дата года рождения" Арсланова Г.А. была назначена попечителем над несовершеннолетней Мурзабаевой Л.Р, проживающей по адресу: адрес. За несовершеннолетней Мурзабаевой Л.Р. была закреплена жилая площадь в двухквартирном доме по адресу: адрес. С момента установления опеки над Шамшуриной (Мурзабаевой) Л.Р. и до 18-летнего возраста, последняя, проживала в жилом доме своего опекуна - Арслановой Г.А, по адресу: РБ, адрес. После достижения Шамшуриной (Мурзабаевой) Л.Р. 18 лет, ее опекун - Арсланова Г.А, в связи с достижением ее подопечной совершеннолетия, попросила истца освободить жилое помещение, в связи с чем, истец уехала в адрес и поступила на очную форму обучения в Профессиональное училище N26, где обучалась 1 год и проживала в общежитии ПУ N... дата истец окончила обучение в вышеуказанном учебном заведении, что подтверждается дипломом N адрес8. Во время обучения в ПУ N.., а именно дата у Мурзабаевой Л.Р. родился сын - Зарипов С.И. После окончания ГОУ НПО ПУ N... ( дата) истец переехала на постоянное место жительство своего сожителя (отца ребенка) - Зарипова И.Ш. в адрес, где проживала и осуществляла уход за новорожденным ребенком - Самиром. В декабре 2012 года истец обратилась в отдел опеки и попечительства для вопроса обеспечения ее жилым помещением, и постановки ее на учет в качестве ребенка - сироты. Специалистом отдела опеки был предоставлен перечень документов, который надлежало предоставить истцу для обеспечения ее жилым помещением, как ребенка-сироту. После чего, Мурзабаева Л.Р. приняла все меры для сбора указанных документов.
При установлении опеки над несовершеннолетней Мурзабаевой Л.Р. за последней была сохранена жилая площадь в двухквартирном доме по адресу: адрес для постановки истца на учет в качестве ребенка-сироты, необходимо было представить документ, подтверждающий непригодность для проживания в указанном выше жилом помещении, в связи с чем, истец обратилась в Администрацию Яратовский сельсовет МР Баймакский район РБ по вопросу обследования закрепленного за ней жилого помещения и дачи заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного пребывания. На основании Заключения Межведомственной комиссии, назначенной сельским поселением Яратовский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ от 28.01.2013 года N1, было установлено, что жилой дом по адресу: Баймакский район, деревня Яратово, улица С.Юлаева, д.4/а является непригодным для проживания. Кроме того, истцом также были сделаны запросы в регистрирующие органы для установления наличия (отсутствия) иного жилого помещения, пригодного для проживания и определения нуждаемости в обеспечении Истца жилым помещением, как лица, относящегося к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, собрав все необходимые документы, указанные в перечне, предоставленным специалистом отдела опеки и попечительства, истец в феврале 2013 года вновь обратилась в отдел опеки и попечительства Администрации МР Белорецкий район РБ, однако, специалисты данного отдела не приняли заявление и документы от истца, пояснив при этом, что 28.03.2013 года, то есть через месяц, Мурзабаевой Л.Р. исполняется 23 года и, что истец обратилась в отдел опеки и попечительства слишком поздно и постановка Мурзабаевой Л.Р. на учет как лица, относящегося к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не будет осуществлена.
При этом, истцу никто не разъяснил порядок предоставления документов, впервые о наличии возрастного ценза для обращения в отдел опеки и попечительства с заявлением о постановки на учет, как лица, относящегося к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцу стало известно в феврале 2013 года, в связи с чем, истцу была предоставлена неполная и недостоверная информация, что явилось препятствием для своевременного обращения в Администрацию МР Белорецкий район РБ с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. После отказа истцу в приеме документов, которые были, как было указано выше собраны истцом в январе 2013 года, в жизни Истца случились события, которые ограничивали последнюю возможности решать вопросы в обеспечении ее жилым помещением, как ребенка - сироту, в частности, после продолжительной болезни (с конца 2012 года) 19.06.2013 года скончался гражданский супруг истца - Зарипов И.Ш, который имел заболевание - "туберкулез", в период его болезни Мурзабаева Л.Р. осуществляла уход не только за супругом, но и за малолетним сыном Самиром. Кроме того, через месяц после смерти супруга, а именно 08.08.2013 года истец родила сына - Мурзабаева Арслана, который в возрасте 2 месяцев умер, что подтверждается свидетельством о смерти Мурзабаева А.И.
Истец, ее супруг - Зарипов И.Ш. и несовершеннолетний сын - Самир, проживали в жилом доме, по адресу: РБ, адрес после смерти Зарипова И.Ш, а также Мурзабаева Арслана, мать гражданского супруга истца попросила освободить жилое помещение, в связи с чем, истец вынуждена скитаться с ребенком по соседям, друзьям и знакомым. 21.02.2014 года истец заключила брак с Шамшуриным Г.В, что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака от 11. дата года у Шамшуриной Л.Р. родился сын Платон, а дата - дочь Яна, что подтверждается свидетельствами о рождении, за которыми истец осуществляла уход. дата Шамшурина Л.Р. обратилась с письменным заявлением в отдел опеки и попечительства Администрации МР адрес РБ по вопросу защиты прав и восстановления права на получения жилья как сироте, однако, письмом N... от дата истцу было отказано о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями постановке на учет ссылаясь на то, что истец до 23-летнего возраста не обращалась в Администрацию МР БР РБ с данным заявлением и соответственно утратила право на обеспечение ее жилым помещением, предусмотренного ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Истец до достижении ей 23-летнего возраста дважды обращалась в отдел опеки и попечительства по вопросу защиты ее прав и реализации права на получение жилья, как ребенком - сиротой, однако, ввиду того, что до истца была доведена неполная и недостоверная информация, явилось препятствием для своевременного обращения в Администрацию МР адрес РБ с письменным заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Шамшурина Л.Р. недвижимого имущества в собственности или в пользовании, а также закрепленного пригодного для проживания жилого помещения не имеет. С 31 октября 2013 года и по настоящее время зарегистрирована по адресу: РБ, адрес, членом семьи собственника данного жилого помещения Шамшуриной З.У. не является. Как было указано выше, Шамшурина Л.Р. в декабре 2012 года, а также в феврале 2013 года, то есть до достижения 23-летнего возраста, в устной форме обращалась в отдел опеки и попечительства по вопросу о постановке на учет для получения жилья согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной ащите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", но отдел опеки и попечительства не принял от истца документы, в связи с тем, что до достижении 23-летнего возраста в момент обращения, оставался месяц. Таким образом, Шамшурина Л.Р. до достижения 23-летнего возраста, как лицо, оставшееся без попечения родителей, предпринимала попытки встать на учет для получения жилого помещения, обращалась с этой целью в орган опеки и попечительства. Однако каких-либо мер реагирования по указанным обращениям принято не было, право на подачу письменного заявления для предоставления жилья Шамшуриной Л.Р. никто не разъяснил. Кроме того, того нельзя не принять во внимание тот факт, что 23 года истице исполнилось 28 марта 2013 года, то есть в переходный период, когда изменились процедурные правила ведения учета детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предоставления жилых помещений лицам указанной категории в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г..N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г..N 15-ФЗ, вступившего в силу 01 января 2013 г..
Решением Белорецкого межрайонного суда РБ от 11 июля 2019 года заявленные Шамшуриной Л.Р. исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
восстановить Шамшуриной Л.Р. срок для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Администрацию МР Белорецкий район РБ включить Шамшурину Л.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация МР Белорецкий район РБ просит упомянутое решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то что, законные основания для предоставления Шамшуриной Л.Р. не обеспеченной ранее жилым помещением специализированного жилищного фонда, жилья из муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма отпали 1 января 2013 года в связи с изменением законодательства, регулирующего данные правоотношения. В период с 2008 года по 2018 год Шамшурина Л.Р. не обращалась в Администрацию с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, она сама не воспользовалась правом, закрепленным законодательством.
В апелляционной жалобе отдела опеки и попечительства администрация МР Белорецкий район РБ просит упомянутое решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то что, на момент обращения в суд истец уже утратила право на включение в список для получения жилого помещения по категории детей, оставшихся без попечения родителей и получение вне очереди жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя администрации МР Белорецкий район РБ Семенову Н.Б, представителя отдела опеки и попечительства администрации МР Белорецкий район Вандышеву Н.Н, поддержавшие доводы жалобы, а также выслушав Стурман А.А, представляющую интересы Шамшуриной Л.Р, полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Вергазов Т.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имела в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Указанной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.
Однако согласно п. 9 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона в редакции, действующей с 01 января 2013 года, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что истец Шамшурина (Мурзабаева) Л.Р, дата года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать Арсланова Н.З. умерла дата, отец Мурзабаев Р.Ф. умер дата.
Распоряжением главы сельского поселения Яратовский сельсовет МР адрес N... от дата Арсланова Г.А. назначена попечителем несовершеннолетней Мурзабаевой Л.Р, за Мурзабаевой Л.Р. закреплена жилая площадь в двухквартирном доме по адресу адрес, д. Яратово, адрес.
В 2009 году Мурзабаева Л.Р. закончила ГОУ НПО Профессиональное училище N... по профессии мастер отделочных и строительных работ.
дата у Мурзабаевой Л.Р. и Зарипова И.Ш. родился сын Зарипов С.И.
дата Зарипов И.Ш. (отец ребенка истца) умер. дата у истца родился сын Мурзабаев А.И, который умер дата.
дата Мурзабаева Л.Р. заключила брак с Шамшуриным Г.В, после чего ей присвоена фамилия Шамшурина.
дата у Шамшуриной Л.Р. и Шамшурина Г.В. родился сын Шамшурин П.Г.
дата у Шамшуриной Л.Р. и Шамшурина Г.В. родилась дочь Шамшурина Я.Г.
дата Шамшурина Л.Р. обратилась в отдел опеки и попечительства Администрации МР Белорецкий район РБ по вопросу защиты прав и восстановления права на получение жилья как сироте, на что Администрацией МР Белорецкий район РБ письмом N... от дата истцу было сообщено, что возраст истца превышает 23 года, в связи с чем она не может пользоваться нормами ФЗ N159, в том числе не может быть включена на общих основаниях в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, с заявлением по вопросу возможности включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в адрес Шамшурина Л.Р. не обращалась. Дополнительно сообщено, что в целях реализации своих конституционных прав истец вправе обратиться с заявлением в суд по месту регистрации для возможности рассмотрения вопроса о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, для чего необходимо предоставить перечень документов.
дата Шамшуриной Л.Р. отказано в постановке на учет в связи с тем, что на момент подачи заявления возраст Шамшурина Л.Р. превышает 23 года.
Согласно справке Белорецкого участка Баймакского фимлиала ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" N 51 от 23 января 2019 года Шамшурина (Мурзабаева) Л.Р. собственником жилого помещения не является.
Согласно выписке из ЕГРН также следует об отсутствии сведений о правах Шамшуриной Л.Р. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, что следует из уведомления от 12 марта 2019 года.
Давая оценку данному отказу, суд перовой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данный отказ по сути является отказом во включении истца в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что Шамшурина Л.Р. достигла возраста 23 лет - 28.03.2013 года, на момент обращения в суд достиг возраста 28 лет.
Обращаясь с требованием о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории дети, оставшиеся без попечения родителей, истец указывала, что пропустил установленный законом срок по причине не разъяснения истцу органом опеки и попечительства администрации МР Белорецкий район РБ права на получение от государства бесплатно жилого помещения до достижения 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как правильно на то указано в исследуемом решении суда, в данном случае обязанность по защите жилищных прав и интересов несовершеннолетней Шамшуриной Л.Р. была возложена на опекуна Арсланову Г.А, вместе с тем, возложенную на нее обязанность защищать права и интересы Шамшуриной Л.Р. не выполнила надлежащим образом. Таким образом, истец, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в отношении которого вопрос о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не была поставлена до достижения ей 23 лет не по ее вине, не была обеспечена жилым помещением, не состояла на учете нуждающихся в жилом помещении в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите прав истца и выполнения норм закона опекуном.
Кроме того, согласно ч.1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Аналогичная позиция определена в письме Минобрнауки РФ от 31.08.2010 N 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"
Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", а также на основании принятого в порядке реализации названного Федерального закона Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года N 217. Согласно пункту 3 утвержденных данным Постановлением Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
С этого момента орган опеки и попечительства наделяется обязанностями по защите прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе обязанностью, предусмотренной пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, направляются органом опеки и попечительства в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения. Полученные сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве ограничений (обременений) права собственности, что препятствует отчуждению жилого помещения, принадлежащего родителю, без предварительного согласия органа опеки и попечительства. (Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой").
Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), определяет правила учета органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей, формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, перечни сведений, содержащихся в нем, перечень и формы документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, порядок осуществления контроля за формированием, ведением и использованием государственного банка данных о детях, порядок хранения документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях. ( Приказ Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101 (ред. от 17.03.2016) "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей").
Учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органом опеки и попечительства по месту их выявления(п.5 Порядка).
Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), и зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, по форме "4", приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку, а также внести в электронном или бумажном виде имеющуюся информацию о ребенке (далее - информация первичного учета) в раздел 1 анкеты ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - анкета ребенка), по форме "4", приведенной в приложении N 2 к настоящему Порядку(п.6 Порядка).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что органами опеки и попечительства Администрации МР Белорецкий район РБ с момента установления попечительства в отношении несовершеннолетней Шамшуриной Л.Р. и вплоть до достижения ей возраста 23 лет выяснялась фактическая обеспеченность истца Шамшуриной Л.Р. жилым помещением по установленной норме.
Орган опеки не исполнил своих обязанностей по своевременному принятию Шамшурину Л.Р. на учет.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводами суда первой инстанции, пскольку органом опеки и попечительства Администрации МР Белорецкий район РБ не исполнены обязательства по своевременной защите интересов сироты, за которым было закреплено жилое помещение фактически непригодное для проживания.
Суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из того, что отсутствие Шамшуриной Л.Р. на учете для получения жилья до достижения 23 лет, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа ей в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку причины, по которым он не могла встать на такой учет, судом признаны уважительными.
Шамшурина Л.Р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и за ней лишь формально было закреплено жилое помещение, при отсутствии у нее права постоянного пользования данным помещением, соответственно до достижения возраста 23 лет она обладала правом постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо специальной категории, однако не была поставлена на учет по независящим от нее причинам, а именно в связи с ненадлежащим выполнением органом опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых она обучалась, обязанностей по защите ее жилищных прав, а также по разъяснению ей права на получение жилья в льготном порядке.
Изложенные обстоятельства по настоящему делу в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших Шамшуриной Л.Р. своевременно реализовать свое право на социальную поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный законом срок.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требования, суд обоснованно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Шамшурина Л.Р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, права Шамшуриной Л.Р. не были нарушены, судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку, как уже указывалось выше, федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел, расширив при этом основания предоставления жилья, предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с внесением изменений в ст. 57 ЖК РФ дети - сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения, сроки предоставления им таких помещений законом не определены, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, не свидетельствуют об отсутствии у администрации муниципального района Белорецкий район РБ обязанности обеспечить Шамшурину Л.Р. жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия находит, что судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда РБ от 11 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МР Белорецкий район РБ, отдела опеки и попечительства Администрации МР Белорецкий район РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Ф.С. Гаиткулова
Е.А. Старичкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.