Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Кочергиной Т.В, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Игнатовой Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н,
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Ротару Р,
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2019 г, которым постановлено:
"Исковые требования Ротару Р. к ДГИ г. Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, об обязании предоставить жилое помещение, - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 21 ноября 2018 г. (протокол N 201) в части касающейся Ротару Р.
Признать незаконным и отменить распоряжение ДГИ г.Москвы от 10.12.2018 г. в отношении Ротару Р.
Обязать Комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей повторно рассмотреть заявление Ротару Р. о решении его жилищного вопроса.
В удовлетворении остальной части требований отказать.",
УСТАНОВИЛА:
Истец Ротару Р. обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту городского имущества г. Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, об обязании предоставить жилое помещение, в обоснование которого указал, что относится к категории из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать истца... умерла... г, отец -... умер... г. С августа 2006 г. истец проживал с отцом в г.Москве.
26.07.2012 г. по 24.01.2013 г, с 14.07.2014 г. по 10.01.2017 г. истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу:...
20.04.2016 г. истец зарегистрирован по месту жительства в 1-комнатной общей площадью... кв.м, расположенной по адресу:... Указанная квартира на основании договора мены от 16.06.2015 г, находится в собственности...
24.10.2017 г. Военным комиссариатом Бутовского района ЮЗАО г. Москвы призван для прохождения военной службы по призыву в соответствии с законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Жилых помещений на праве собственности на территории РФ не имеет (уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений 26.07.2018 N... ).
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города от 14.02.2017 г. N267-Р истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. Основанием для включения в список послужило то, что истец не является нанимателем жилого по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого по договору социального найма либо собственником жилого помещения.
Отделом социальной защиты населения района Южное Бутово ЮЗАО жилищный вопрос истца был вынесен на рассмотрение Комиссии по жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения (Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот) на которой 21 ноября 2018 г. (протокол N 201) по жилищному вопросу истца принято решение: "Отказать в связи с отсутствием хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных Законом города Москвы N61.
Истец не согласен с решением Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 21.11.2018 г. (протокол N 201) по жилищному вопросу, а также с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 10.12.2018 г. N 42361, поскольку из мотивировок невозможно понять, по каким основаниям истцу отказано в предоставлении жилого помещения.
Изложенное послужило основанием для обращения с иском в суд, в котором истец просит признать незаконным и отменить решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 21.11.2018 г. (протокол N 201), а также признать незаконным и отменить распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 10.12.2018 г. N 42361; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма; обязать ДГИ г.Москвы предоставить истцу однократно указанное благоустроенное помещение.
Истец Ротару Р. и его представитель по доверенности Головань А.И. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск в полном объеме заявленных требований по доводам искового заявления.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы Алексанян А.А. в судебном заседании суда первой инстанции просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности Воробьев А.С. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал по доводам возражений, предоставленных в судебном заседании, согласно которым порядок при принятии решения соблюден, оснований для предоставлению истцу жилого помещения не имеется.
Представитель третьего лица ДТСЗН г. Москвы по доверенности Сидорова Ю.Б. в судебном заседании суда первой инстанции просила отказать в удовлетворении иска.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене или изменению не имеется.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N15903 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.96 N159-ФЗ установлено, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью З статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
З) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, истец является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать истца... умерла... г, отец -... умер... г. С августа 2006 г. истец проживал с отцом в г.Москве.
26.07.2012 г. по 24.01.2013 г, с 14.07.2014 г. по 10.01.2017 г. истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу:...
20.04.2016 г. истец зарегистрирован по месту жительства в 1-комнатной общей площадью... кв.м, расположенной по адресу:... Указанная квартира на основании договора мены от 16.06.2015 г, находится в собственности...
24.10.2017 г. Военным комиссариатом Бутовского района ЮЗАО г. Москвы призван для прохождения военной службы по призыву в соответствии с законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Жилых помещений на праве собственности на территории РФ не имеет (уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений 26.07.2018 N... ).
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города от 14.02.2017 г. N267-Р истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. Основанием для включения в список послужило то, что истец не является нанимателем жилого по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого по договору социального найма либо собственником жилого помещения.
Отделом социальной защиты населения района Южное Бутово ЮЗАО жилищный вопрос истца был вынесен на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения (Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот) на которой 21 ноября 2018 г. (протокол N 201) по жилищному вопросу истца принято решение: "Отказать в связи с отсутствием хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных Законом города Москвы N61.
На основании данного решения, распоряжением ДГИ г.Москвы от 10.12.2018 г. истцу было отказано в предоставлении жилого помещения, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 г. N430-ПП.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку в оспариваемом со стороны истца решении Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот) от 21 ноября 2018 г. (протокол N 201) одной лишь ссылки на то, что отсутствует хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных Законом г.Москвы N61, без указания на то, какому именно обстоятельству не соответствует истец, не достаточно для того, чтобы решение ответчика можно было бы считать мотивированным, при этом оспариваемое решение не содержит доступных для понимания разъяснений и мотивов принятого решения, в связи с чем решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 21 ноября 2018 г. (протокол N 201) нельзя признать законным.
Также суд правомерно указал на то, что акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт, при этом судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
По аналогичным основаниям суд признал распоряжение ДГИ г. Москвы от 10.12.2018 г. незаконным, поскольку оно также вынесено без указания мотивов принятого решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признании права на однократное получение жилого помещения, суд правильно указал на то, что данное требование заявлено преждевременно, учитывая, что жилищный вопрос истца подлежит повторному рассмотрению органами исполнительной власти города Москвы, суд же не может подменять органы исполнительной власти, к компетенции которых отнесено решение вопроса о наличии оснований для предоставлению истцу как сироте жилого помещения из специализированного жилищного фонда и предоставление такого жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии решения суд вышел за пределы заявленных требований, а заявленные требования не разрешилне соответствуют содержанию решения суда, в котором приведены четкие мотивы, по какой причине суд посчитал невозможным удовлетворить требования истца в полном объеме. При этом судебная коллегия полностью соглашается с указанными мотивами и выводами суда, поскольку они основываются на фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам материального права.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ротару Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.