Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Кочергиной Т.В, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Игнатовой Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 июля 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона в защите интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о признании незаконным бездействия, понуждению к совершению определенных действий, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по не проведению ремонта в здании городского дома офицеров (инв. N1/27) войсковой части 62632-А, расположенного по адресу: г.**** ул.**** **** ****-2.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения ст.ст. 5, 7 и 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и ст. 24 Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и выполнить принятые на себя обязательства по приведению здания городского дома офицеров (инв. N1/27) войсковой части 62632-А, расположенного по адресу: г.**** ул.**** **** ****-2 в соответствие с требованиями жилищного и строительного законодательства путем выполнения необходимых ремонтных работ: ремонта штукатурки; дренажной системы кровли, перекрытий; замена деревянных конструкций оконных рам, дверных коробок и дверей; отопительных труб и радиаторов; труб системы водоснабжения и канализации; замена системы электропроводки, установка автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуации личного состава при пожаре,
УСТАНОВИЛА:
**** прокурор Тамбовского гарнизона обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей, мотивировал свои требования тем, что Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства при содержании и эксплуатации здания городского дома офицеров (инв. N1/27) войсковой части 62632-А, расположенного по адресу: г.**** ул.**** **** ****-2. Установлено, что здание является собственностью Министерства обороны Российской Федерации. В нарушение ст. ст. 5, 7, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в незамедлительном текущем ремонте.
Истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по не проведению ремонта в здании, и обязать ответчика в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, и привести здание в соответствие с требованиями жилищного, строительного законодательства путем выполнения комплекса необходимых ремонтных работ.
Представитель истца в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не предоставил.
Представитель ответчика Минобороны РФ в судебное заседание не явился, возражения на иск не предоставил.
Представитель третьего лица ФКУ "Войсковая часть 62632" в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не предоставил.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель Министерства обороны РФ по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или ступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства при содержании и эксплуатации здания городского дома офицеров (инв. N1/27) войсковой части 62632-А, расположенного по адресу: г.**** ул.**** **** ****-2.
В ходе указанной проверки установлено, что здание городского дома офицеров войсковой части 62632-А, расположенного по адресу: г. ****ая, ул. **** ****, ****-2, является собственностью Российской Федерации, в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно актам осмотра, технического состояния и дефектного акта от 25.09.2017, здание городского дома офицеров (инв. N 1/27) войсковой части 62632-А, расположенное по адресу: г. ****, ул. **** ****, ****-2, за время длительной эксплуатации произошло частичное обрушение штукатурки; необходим ремонт дренажной системы кровли, ремонт перекрытий; деревянные конструкции оконных рам, дверные коробки и двери требуют замены; необходима полная замена отопительных труб и радиаторов; трубы системы водоснабжения и канализации требуют замены; требуется полная замена системы электропроводки, необходимо установить автоматическую пожарную сигнализацию, а также систему оповещения и управления эвакуации личного состава при пожаре и т.д.
В соответствии с указанными актами требуется проведение текущего ремонта здания.
По сообщениям командования войсковой части 626332-А и начальника жилищного (коммунального) отдела N 7 (г. Воронеж) ФГБУ "ЦПУ" МО РФ по ВКС указанное здание ранее, при формировании заявочного плана текущего ремонта объектов на 2017-2018 гг, подавалось для включения в планы первоочередных объектов текущего ремонта, однако, до настоящего времени Минобороны России данное здание в план не включалось, денежные средства, необходимые для ремонтных работ не выделялись, ремонтные работы не проведены.
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 ранее эксплуатируемые АО "ГУ ЖКХ" и АО "РЭУ" объекты переданы для эксплуатации во вновь сформированное ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России.
Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На территории ****ой области создана жилищно-коммунальная служба ЖКС N 10/3 (****ий) ФБГУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ЗВО) которая проводит только техническое обслуживание, включающее комплекс работ по контролю технического состояния зданий, поддерживанию их работоспособности или исправности зданий в целом, в соответствии с "перечнем, объемом и периодичностью" согласно инструкции по порядку проведения технического обслуживания казарменно-жилищного фонда военных городков МО РФ (приложение N 5 к приказу начальника ФГБУ "ЦЖГУ" Минобороны России от 18.04.2017 28).
Суд, разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. 210 ГКРФ, ст.ст. 7, 5, 16, 36 ФЗ от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора. При этом суд исходил из того, что здание городского дома офицеров нуждается в текущем ремонте, Министерство обороны Российской Федерации, как собственник, действия по ремонту здания не производит, ненадлежащим образом осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества.
Выводы суда мотивированы, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований с ними не согласиться судебная коллегия не усматривает.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что прокурор не имеет технических познаний, чтобы ставить вопрос о ремонте, вопрос о назначении экспертизы судом не ставился, судебная коллегия отклоняет, поскольку в подтверждение исковых требований истцом представлен акт общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса, военного городка от 26 сентября 2016 г.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком, представленные истцом в обоснование заявленных требований доказательства не опровергнуты, ходатайств о назначении по делу строительно-технической экспертизы не заявлялось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что использования здания офицеров являете ограниченным по кругу лиц- указанным зданием пользуются военнослужащие войсковой части и военному прокурору необходимо было доказать наличия угрозы для неопределенного круга лиц, судебной коллегией признаются несостоятельными.
В материалы дела представлен акт от 26 сентября 2016 года, в котором отражено техническое состояние здания и необходимость его текущего ремонта. Факт нуждаемости здания в проведении ремонта в ходе рассмотрении дела ответчиком не опровергнут. К аких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что указанн ое здание выведен о из эксплуатации и не используется по назначению, не представлено, т аким образом, ненадлежащее исполнение Министерством обороны РФ своих обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания указанного здания городского дома офицеров, влечет возможность существенно го нарушени прав и свобод неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу жизни и здоровью военнослужащих войсковой части.
Ссылка в жалобе на то, что Министерство обороны РФ не является по делу надлежащим ответчиком судебная коллегия находит несостоятельными и соглашается с выводами суда о необходимости возложить обязанность организовать текущий ремонт именно на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества от имени Российской Федерации и главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.