Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В, Тиханской А.В,
при секретаре Слизовском А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В,
административное дело N 2а-3/2019 по апелляционной жалобе представителя административного истца Управления Федерального казначейства по Московской области, действующего на основании доверенности Никифорова А.В, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 января 2019 года, которым постановлено:
Отказать Управлению Федерального казначейства по Московской области в удовлетворении требований к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП России по г. Москве Паукову А.В. о признании незаконным и отмене постановления о наложении ареста на имущественные права,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федерального казначейства по Московской области обратилось с административным иском к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП России по г. Москве Паукову А.В. о признании незаконным и отмене Постановления от 10 октября 2018 года, которым наложен арест на осуществление Управлением перечисления денежных средств *** в счет исполнения государственного контракта N *** от 11.07.2014 года, а равно любых иных действий, приводящих к изменению либо прекращению имущественного права *** к *** по вышеуказанным государственным контрактам в пределах суммы задолженности по текущим платежам в размере *** коп.; обращено взыскание на денежные средства должника на лицевом счете, открытом в Управлении Федерального казначейства по Московской области. Требование мотивировано тем, что в Управлении открыт лицевой счет ***, на который перечисляются целевые бюджетные средства в целях реализации государственного контракта, которые не являются собственными средствами ***. Данные денежные средства являются средствами бюджетной системы РФ.
Представитель административного истца Управления Федерального казначейства по Московской области, действующий на основании доверенности Уманцев Д.А, в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Пауков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ***, действующая на основании доверенности ***, оставила разрешение требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованных лиц ***, действующий на основании доверенности ***, а также представитель ***, действующая на основании доверенности ***, в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Управления Федерального казначейства по Московской области, действующего на основании доверенности Уманцева Д.А, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, представителей заинтересованного лица ***, действующего на основании доверенности ***, представителя ***, действующую на основании доверенности ***, возражавших против доводов апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица ***, действующего на основании доверенности ***, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов ( пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Судом приведенные нормы не соблюдены.
Как усматривается из материалов дела, в МО по ОИП УФССП России по г. Москве находится сводное исполнительное производство N *** в отношении должника *** о взыскании денежных средств в пользу физических, юридических лиц и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации о взыскании текущих платежей на общую сумму ***.
11.07.2014 года между должником *** и Федеральным агентством воздушного транспорта в лице *** заключены государственные контракты, в соответствии с которыми *** как подрядчик выполняет строительно-монтажные работы, а *** как государственный заказчик осуществляет оплату работ: государственный контракт N *** на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: ***. Объекты федеральной собственности (первая и вторая очередь строительства); государственный контракт N *** на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: ***.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МО по ОИП от 14.01.2018 года наложен арест на дебиторскую задолженность *** к *** по вышеуказанным государственным контрактам.
Постановление не было исполнено, дебиторская задолженность была погашена непосредственно должнику.
18.07.2018 года судебным приставом-исполнителем Пауковым А.В. вынесено постановление об обращении взыскания на имущественное право должника к *** ( *** ) в лице *** по получению платежей в соответствии с государственным контрактом N *** от *** и государственным контрактом N *** от ***, заключенными между должником *** и ***; *** обязано перечислять 100% денежных средств, причитающихся должнику по государственному контракту N *** от *** и государственному контракту N *** от ***, в пределах суммы *** рублей, на депозитный счет МО по ОИП УФССП России по Москве, указанный в постановлении. Руководитель *** в случае перечисления на банковский счет должника денежных средств по государственному контракту N *** от *** и(или) государственному контракту N *** от *** года обязан в полном объеме перечислять денежные средства на депозитный счет МО по ОИП УФССП России по Москве.
Постановление не было исполнено.
10 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Пауковым А.В. вынесено постановление, которым наложен арест на осуществление Управлением перечисления денежных средств *** в счет исполнения государственного контракта N *** от *** года, а равно любых иных действий, приводящих к изменению либо прекращению имущественного права *** к *** по вышеуказанным государственным контрактам в пределах суммы задолженности по текущим платежам в размере ***.; обращено взыскание на денежные средства должника на лицевом счете, открытом в Управлении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имелись необходимость и все законные основания для объявления запрета УФК по Московской области осуществлять перечисление денежных *** в счет исполнения государственного контракта N *** от *** и государственного контракта N *** от ***, а равно для обязания указанного лица как распорядителя средств осуществлять перечисление денежных средств, причитающихся должнику *** по вышеуказанным государственным контрактам, на депозитный счет МО по ОИП УФССП России по Москве до полного погашения требований по исполнительным документам по текущим платежам, являющихся предметом сводного исполнительного производства.
С указанным выводом суда, постановленном при ошибочном понимании норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, судебная коллегия согласиться не может.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе"(далее Постановления) федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
В полномочия Федерального казначейства входит осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации(пункт 5.12. Постановления).
На основании статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетные полномочия Федерального казначейства входит в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, иных лицевых счетов в соответствии со статьей 220.1 настоящего Кодекса, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования), органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
В силу статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
Лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов открываются в Федеральном казначействе.
Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Из анализа данных правовых норм следует, что лицевые счета для неучастника бюджетного процесса открываются для учета операций с бюджетными средствами, по своей правовой природе банковскими счетами не являются, а потому исключают возможность обращения взыскания на денежные средства, размещенные на них.
Кроме того Управление Федерального казначейства по Московской области не подпадает под критерии кредитных организаций, установленный статьей 1 Федерального закона N 395-1 от 02.12.1990 года "О банках и банковской деятельности", и не является при этом стороной исполнительного производства, в связи с чем на него не могла быть возложена обязанность воздержаться от совершения, либо совершения каких-либо действий с денежными средствами, размещенными на открытых лицевых счетах.
Касаемо принятой судебным приставом-исполнителем меры в виде обращения взыскания на денежные средства должника, размещенные на лицевом счете, открытом в Управлении Федерального казначейства по Московской области, то необходимо отметить, что денежные средства перечислялись должнику и отражались на лицевом счете в рамках исполнения государственного контракта, те есть для договора, заключенного от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд (п.5 части 1 статьи 3 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), а следовательно финансировались из бюджета Российской Федерации и носили целевой характер.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
В силу ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса
Денежные средства, в органе казначейства находятся в обезличенном состоянии на счете, открытом органу казначейства в Сбербанке России. Лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые в органах федерального казначейства, являются только регистрами аналитического учета исполнения расходов федерального бюджета. Статьей 167 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность федерального казначейства за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами.
Согласно части 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Таковая возможность предоставлена судебным приставам-исполнителям только на основании судебного решения(часть 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом материалы дела не содержат сведений о том, что подобное решение принималось и было представлено судебным приставом-исполнителем в Управление Федерального казначейства по Московской области.
Учитывая вышеизложенное, принятые судебным приставом меры не соответствовали вышеназванным положениям закона, нарушали права и законные интересы административного истца, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таком положении решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 января 2019 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования административного иска Управления Федерального казначейства по Московской области удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Москве Паукова А.В. от 10.10.2018 года о наложении ареста на имущественные права должника.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.