Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Дмитришиной А.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1964/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МД Ресурс" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 год,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МД Ресурс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит установить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью 6305,1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 476607415 руб. 25 коп.;
- нежилого помещения общей площадью 226,8 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 14672881 руб. 36 коп.;
- нежилого помещения общей площадью 1777,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 108568347 руб. 46 коп.;
- нежилого помещения общей площадью 738,5 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 45125338 руб. 98 коп.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений, не согласен с кадастровой стоимостью этих объектов недвижимости, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организации. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 20 июня 2017 года N2006/17-01н, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "РУСБИЗНЕСПРОЕКТ" (л.д.10-14 том 4).
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "МД Ресурс" подало дополнительное (уточненное) административное искового заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью 6305,1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 452324611 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 226,8 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 19747158 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 1777,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 99078716 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 738,5 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 49754341 руб.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "МД Ресурс" - Кравченко В.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности спорные нежилые помещения, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорного нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорных нежилых помещений утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 17 августа 2017 года заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 5 сентября 2017 года N51-19469/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец, будучи собственником, является плательщиком налога на имущество организаций в отношении данных объектов недвижимого имущества, налоговая база которого определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Д оводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, административный истец представил суду отчет об оценке от 20 июня 2017 года N2006/17-01н, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "РУСБИЗНЕСПРОЕКТ". В ходе рассмотрения дела определением суда от 24 октября 2017 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 24 ноября 2017 года, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Де-Юре Реал Эстейт" Кулифеевой Д.Г.:
1). Отчет об оценке от 20 июня 2017 года N2006/17-01н, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "РУСБИЗНЕСПРОЕКТ", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: *** по состоянию на 1 января 2016 г. с учетом НДС составляет:
- нежилого помещения общей площадью 6305,1 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 562396750 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 226,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 17314200 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 1777,2 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 128110650 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 738,5 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 53247900 руб.
Представитель административного истца согласился с выводами оценочной судебной экспертизы относительно несоответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, а также с размером рыночной стоимости нежилых помещений. Однако полагает необходимым вычесть сумму НДС из размера рыночной стоимости нежилых помещений, определенных экспертом. Вследствие этого заявил ходатайство о назначении дополнительной оценочной судебной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 г. без учета НДС.
Определением суда от 10 апреля 2019 года по административному делу назначена дополнительная оценочная судебная экспертиза.
По заключению дополнительной оценочной судебной экспертизы от 14 мая 2019 года, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Де-Юре Реал Эстейт" Кулифеевой Д.Г.:
2). Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: *** по состоянию на 1 января 2016 г. без учета НДС составляет:
- нежилого помещения общей площадью 6305,1 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 452324611 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 226,8 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 19747158 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 1777,2 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 99078716 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 738,5 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 49754341 руб.
Представитель административного истца согласился с указанными выводами дополнительной оценочной судебной экспертизы, подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость нежилых помещений, равной рыночной стоимости и в размере, определенном в заключении дополнительной судебной экспертизы.
Со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица не предоставлены замечания на заключения оценочной судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 24 ноября 2017 года, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Де-Юре Реал Эстейт" Кулифеевой Д.Г, в части несоответствия отчета об оценке общества с ограниченной ответственностью "РУСБИЗНЕСПРОЕКТ" от 20 июня 2017 года N2006/17-01н требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки; а также заключение дополнительной оценочной судебной экспертизы от 14 мая 2019 года относительно определения рыночной стоимости нежилых помещений, соответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г..N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г..N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключениях оценочных судебных экспертиз выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходных подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование и дополнительное профессиональное по специальности "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности по направлению "Оценка недвижимости", что подтверждается квалификационным аттестатом N*** г.; является членом саморегулируемой организации "Российское общество оценщиков", регистрационный номер *** от *** года; гражданская ответственность эксперта и экспертной организации застрахована; стаж работы в области оценки 17 лет, работает в обществе с ограниченной ответственностью "Де-Юре Реал Эстейт".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 24 ноября 2017 года в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке общества с ограниченной ответственностью "РУСБИЗНЕСПРОЕКТ" от 20 июня 2017 года N2006/17-01н требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки; а также заключение дополнительной оценочной судебной экспертизы от 14 мая 2019 года в качестве надлежащего доказательства подтверждения величины рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу соответственно выводы указанных оценочной судебной экспертизы и дополнительной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, определенной в дополнительной оценочной судебной экспертизе.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 2 п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП утвержденная кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 г. Датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 17 августа 2017 го да. Однако распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 в отношении спорных нежилых помещений утверждена новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года, подлежащая применению с 1 января 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "МД Ресурс" уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 6305,1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 452324611 (четыреста пятьдесят два миллиона триста двадцать четыре тысячи шестьсот одиннадцать) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 226,8 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 19747158 (девятнадцать миллионов семьсот сорок семь тысяч сто пятьдесят восемь) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 1777,2 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 99078716 (девяносто девять миллионов семьдесят восемь тысяч семьсот шестнадцать) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 738,5 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 49754341 (сорок девять миллионов семьсот пятьдесят четыре тысячи триста сорок один) руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "МД Ресурс" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 17 августа 2017 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.