Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю,
при секретаре Тощакове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2272/2019 по административному исковому заявлению Назаркина Сергея Анатольевича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в размере их рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 401 502,69 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 726 615,50 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 238 001,51 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 3 834 010,69 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 386 666,30 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 193 291,43 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 3 253 901,26 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 178 376,37 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 3 064 111,18 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 800 181,16 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 445 980,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 3 005 578,37 рублей.
Просит установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 27 марта 2019 года N 0004211/4-01.2019, подготовленным оценщиком *** по состоянию на 1 января 2018 года, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 434 085,63 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 496 503,18 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 402 876,86 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 712 127,41 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 431 248,47 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 394 365,38 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 598 640,97 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 391 528,22 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 561 757,88 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 510 688,98 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 442 597,12 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 550 409,23 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником нежилых помещений, несоответствие внесённой в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика налога на имущество, размер которой исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца явился, уточнил исковые требования, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в соответствии с заключением проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Назаркину Сергею Анатольевичу принадлежат на праве собственности: нежилые помещения с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, 77:04:0001019:10039, расположенные по адресу: ***.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 р аспоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 401 502,69 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 726 615,50 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 238 001,51 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 3 834 010,69 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 386 666,30 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 193 291,43 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 3 253 901,26 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 178 376,37 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 3 064 111,18 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 800 181,16 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 2 445 980,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 3 005 578,37 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года.
В соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание, в котором расположены нежилые помещения, принадлежащие административному истцу.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности административного истца.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке от 27 марта 2019 года N 0004211/4-01.2019, подготовленный оценщиком *** по состоянию на 1 января 2018 года, в котором определена рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 434 085,63 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 496 503,18 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 402 876,86 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 712 127,41 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 431 248,47 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 394 365,38 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 598 640,97 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 391 528,22 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 561 757,88 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 510 688,98 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 442 597,12 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 550 409,23 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда от 16 апреля 2019 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью ***
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 29 мая 2019 года N 3а-1196/2019 отчёт об оценке от 27 марта 2019 года N 0004211/4-01.2019, подготовленный оценщиком *** не в полной мере соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость нежилых зданий не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена экспертом для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 555 567,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 635 453,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 515 625,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 911 419,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 551 936,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 504 731,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 766 174,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 501 099,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 718 969,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 653 608,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 566 460,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 704 445,00 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами ( статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта *** у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт *** имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости нежилых помещений, содержащиеся в отчёте об оценке от 27 марта 2019 года N 0004211/4-01.2019, подготовленном оценщиком *** опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2018 года, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 555 567,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 635 453,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 515 625,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 911 419,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 551 936,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 504 731,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 766 174,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 501 099,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 718 969,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 653 608,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 566 460,00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 704 445,00 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 5 апреля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с положениями части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", принимая во внимание позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в его Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", учитывая установленный судом факт значительного, выходящего за рамки простой погрешности, расхождения оспариваемой кадастровой стоимости объектов капитального строительства с их рыночной стоимостью, суд полагает необходимым при распределении между сторонами судебных расходов, понесённых при рассмотрении настоящего дела, взыскать с Департамента городского имущества города Москвы, как с органа, утвердившего кадастровую стоимость, в пользу Назаркина Сергея Анатольевича в счёт расходов на проведение судебной оценочной экспертизы 90 000 рублей.
При этом суд учитывает, что возникновение указанных расходов не связано с процессуальным поведением административного истца после подачи им настоящего административного иска, размер указанных расходов подтверждается материалами дела и является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Назаркина Сергея Анатольевича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 556 000 (пятьсот пятьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 635 000 (шестьсот тридцать пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 516 000 (пятьсот шестнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 911 000 (девятьсот одиннадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 552 000 (пятьсот пятьдесят две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 505 000 (пятьсот пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 766 000 (семьсот шестьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 501 000 (пятьсот одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 719 000 (семьсот девятнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 654 000 (шестьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 566 000 (пятьсот шестьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:04:0001019:10039, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 704 000 (семьсот четыре тысячит) рублей.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу Назаркина Сергея Анатольевича в счет понесенных судебных расходов по оплате стоимости проведенной по делу судебной оценочной экспертизы 90 000 (девяносто тысяч) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 апреля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
Казаков М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.