Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., рассмотрев дело по жалобе ПАО "МСРК Северо-Запада" на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 25 января 2019 года "Номер обезличен", решение судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 25 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада",
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 25.01.2019 "Номер обезличен" ПАО "МРСК Северо-Запада" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "МРСК Северо-Запада" подало жалобу в суд.
Решением судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 25 марта 2019 года постановление должностного лица Минприроды Республики Коми от 25.01.2019 "Номер обезличен" оставлено без изменения, жалоба представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ПАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение и постановление должностного лица отменить ввиду малозначительности, производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражения на неё, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N223, лесные участки, которые находятся государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьёй 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В силу пункта 16 вышеназванного Приказа N223, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными средствами.
В силу пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пунктам 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N417, в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В силу пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" горючие вещества - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Следовательно, ветки, кусты, валежник, сухостой, срубленные кустарники и деревья, а также иные порубочные остатки, полученные при расчистке охранных зон линейных объектов, являются горючим материалом, и их нахождение в границах охранных зон линий электропередач в период пожароопасного сезона влечет нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2018 N188 начало пожароопасного сезона на территории Республики Коми установлено с 28.04.2018.
Постановлением Правительства Республики Коми от 24.07.2018 N338 на территории Республики Коми установлен особый противопожарный режим.
Из материалов дела следует, что ПАО "МРСК Северо-Запада" на праве собственности принадлежит ВЛ 10 кВ... ".
В соответствии с распоряжением "Номер обезличен" от "Дата обезличена" на основании Рейдового задания на проведение рейдовых осмотром, обследований лесных участков "Номер обезличен" от "Дата обезличена" должностным лицом ГУ "Усть-Немское лесничество" "Дата обезличена" был проведен осмотр, обследование лесного участка в кварталах... участкового лесничества.
При осмотре выявлено, что в кварталах... выдел.., N... выдел... участкового лесничества вся вырубленная древесина и порубочные остатки уложены вдоль стены леса. Ни один из способов очистки мест рубок не применялся. Имеется наталкивание порубочных остатков за пределами отвода, что является несоблюдением обязательных требований при использовании лесов, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов - п.16 Приказа федерального агентства лесного хозяйства N223 от 10.06.2011 "Об утверждении Правил использования лесов при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов". Таким образом, ПАО "МРСК Северо-Запада" допущено нарушение пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N41, выразившееся не принятии мер по складированию заготовленной ликвидной древесины, уборке порубочных остатков на просеках охранной зоны ЛЭП, что привело к захламлению просек линии ВЛ - оставлению горючих материалов в охранной зоне линейного объекта ВЛ 10 кВ... в... кварталах... участкового лесничества... лесничества на площади... га в период пожароопасного сезона в условиях особого противопожарного режима, за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Факт совершения ПАО "МРСК Северо-Запада" административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от "Дата обезличена" "Номер обезличен", рейдовым заданием от "Дата обезличена" "Номер обезличен", Отчетом о проведении рейдового задания от "Дата обезличена", актом осмотра, обследования лесного участка "Номер обезличен" от "Дата обезличена", фототаблицами к ним, другими материалами дела.
Обстоятельства совершения ПАО "МРСК Северо-Запада" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ПАО "МРСК Северо-Запада" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности не установлено. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи районного суда не имеется.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения норм статьи 2.9 КоАП РФ аналогичны доводам, оценка которым дана при вынесении решения районным судом. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматриваю.
Не наступление вредных последствий не являются исключительными обстоятельствами и должны оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения, поскольку объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения пожарной безопасности в лесах, и как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде уничтожение имущества, угроза негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении правил пожарной безопасности в лесах.
Наказание назначено должностным лицом в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ и в минимальном размере, при отсутствии смягчающих административную ответственность и наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств - повторные совершения однородных правонарушений.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "МРСК Северо-Запада" к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьёй городского суда при рассмотрении жалобы не допущено, в связи с чем, оснований для отмены вынесенного решения суда, не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 25 января 2019 года "Номер обезличен", решение судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 25 марта 2019 года оставить без изменения, жалобу ПАО "МРСК Северо-Запада" - без удовлетворения.
Судья С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.