Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Калинкович И.С., рассмотрев 19 июня 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу филиала ПАО "ФСК ЕЭС" на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 13 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела федерального лесного надзора (лесной охраны) федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса N 97 от 11 марта 2019 года ПАО "ФСК ЕЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в суд с жалобой, по результатам рассмотрения которой судом принято решение об оставлении жалобы Общества без удовлетворения.
Оспаривая законность принятого решения суда, ПАО "ФСК ЕЭС" в жалобе указывает на составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, считает назначенное Обществу наказание не отвечающее последствиям совершения вмененного правонарушения, полагая, что Обществу могло быть вынесено предупреждение.
Выслушав защитника ПАО "ФСК ЕЭС" Селькова М.В, проверив материалы дела и рассмотрев доводы жалобы, оснований для отмены правильного решения судьи не усматриваю.
Часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Из обстоятельств рассматриваемого дела и содержания вынесенного постановления о привлечении Общества к административной ответственности следует, что основанием привлечения ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности явилось выявленное по результатам планового осмотра лесных участков, расположенных в квартале 137 выдел 24, 26, 37, 57, 39, 29, 30, 31, 11-14, в квартале 138 выдел 17, 22, 28, 18, 2, 9, в квартале 118 выдел 40, 6, 7, 9, 10, 5, 6, квартале 119 выдел 9, 10, 5, 6, 2, квартале 111 выдел 21, 23, 16, 12, квартале 112 выдел 2... участкового лесничества ГУ "... " - охранной зоне ПАО "ФСК ЕЭС" ВЛ-220 кВ Синдор-Микунь (ВЛ-204), при проведении работ по расширению ЛЭП путём рубки деревьев ручным способом - бензопилами, оставление срубленной древесины не очищенной от сучьев, не прижатой плотно к земле, её складировании в сплошные штабеля на рассмотнии 20 м от стены леса без отделения противопожарной минерализированной полосой, шириной не менее 1,4 м. Штабеля располагаются по обе стороны от опор на протяжённости всего участка в кв.137, 138 и с правой стороны от опор в кв.118, 111 по направлению Микунь-Синдор.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и являются обязательными для исполнения.
В соответствии с пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно пункту 34 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пункт 19 названных Правил устанавливает, что срубленные деревья, в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 кв.м.
В соответствии с пунктом 16 Приказа Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 "Об отверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" на лиц, осуществляющих использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов возложена обязанность обеспечить регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, от захламления, в том числе, лесосечными и иными отходами.
Необеспечение ответственным лицом в результате использования лесов пожаробезопасности названных объектов образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из фактических обстоятельств рассматриваемого дела, установленных на основании оценки представленных доказательств, достоверно установлено, что ПАО "ФСК ЕЭС" допущено нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Срубленные деревья и порубочные остатки в нарушение требований вышеназванных Правил расположены (оставлены) в районе линейного объекта без обеспечения их правомерного расположения и удаления.
Обстоятельства совершения правонарушения и виновность юридического лица в нарушении правил пожарной безопасности в лесах подтверждаются собранными по делу доказательствами в их совокупности, оценка которых отвечает требованиям закона, положениям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверка законности решения судьи подтвердила обоснованность сделанного судом вывода о правомерности оспариваемого Обществом постановления должностного лица о виновности ПАО "ФСК ЕЭС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При исследовании в порядке статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопроса о наличии вины ПАО "ФСК ЕЭС" в совершении правонарушения доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности не установлено.
Допущенное Обществом расположение срубленной древесины в нарушение правил пожарной безопасности в пределах линейных объектов установлено и образует состав вменённого правонарушения.
Доводы жалобы, в которых заявитель ссылается на составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, что исключает возможность принятия его в качестве доказательства по делу, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьёй 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года N 452 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Согласно Положению Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, в том числе уполномоченным на осуществление на территории Республики Коми федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных Российской Федерации, а также уполномоченных органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои подведомственные организации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, отнесённым к его компетенции (пункт 3 Положения).
Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми, определённых Правительством Республики Коми. (пункт 6).
Обеспечение охраны и защиты лесов отнесено к перечню основных задач деятельности Министерства (пункт 9).
В соответствии с пунктом 10.29 Положения Министерство устанавливает перечень должностных лиц Министерства, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 06 сентября 2018 года N 1884 установлен Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 2 указанного Перечня к должностным лицам, имеющим право составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены должностные лица государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 26 июля 2007 года N 157 "О переименовании некоторых государственных учреждений Республики Коми", к числу которых отнесён и государственный инспектор по охране леса - государственный лесной инспектор Республики Коми.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен государственным инспектором по охране леса - государственным лесным инспектором Республики Коми ГУ "... " Пришва Л.А, которое включено в перечень государственных учреждений Республики Коми согласно вышеназванному постановлению Правительства Республики Коми от 26 июля 2007 года N 157 "О переименовании некоторых государственных учреждений Республики Коми".
Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении не лицом, выявившим факт правонарушения, а иным лицом, не свидетельствуют о незаконности вынесенного решения и постановления должностного лица, поскольку по делу было проведено административное расследование, по итогам которого государственным инспектором по охране леса - государственным лесным инспектором Республики Коми ГУ "... " Пришва Л.А. - лицом возбудившим дело об административном правонарушении составлен протокол об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах доводы жалобы, в которых заявитель оспаривает правомерность составления протокола об административном правонарушении по основанию его составления должностным лицом ГУ "Железнодорожное лесничество", неправомерны.
Вопреки доводам жалобы не имеется правовых оснований и для изменения назначенного Обществу наказания на предупреждение.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний, установленных в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
В рассматриваемом случае суд оценил обстоятельства конкретного дела и избрал в отношении Общества ту меру ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершённого правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что отвечает принципам законности, справедливости и неотвратимости наказания.
Нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу не установлено.
Учитывая изложенное, исходя из того, что доводы жалобы не содержат оснований для отмены оспариваемого решения и выводов судьи не опровергают, оснований для их удовлетворения и отмены правильного решения суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 13 мая 2019 года оставить без изменения, жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.