Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев 03 июля 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу защитника ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Линникова А.В. на решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 20 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Республике Коми, заместителем начальника отдела надзора за земельными ресурсами, экологического надзора в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельностью Управления Росприроднадзора по Республике Коми Болотова К.Г. от 02 апреля 2019 года N 04-04/2019 ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратилось в суд с жалобой, по результатам рассмотрения которой принято обжалуемое решение.
В жалобе, направленной в Верховный Суд Республики Коми, защитник ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" просит об отмене принятого решения суда, указывая на то, что общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, а также на недоказанность факта совершения правонарушения.
Заслушав защитника ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Рогову М.А, проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене принятых по делу решений и прекращении производства по делу.
Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и принятия обжалуемых актов) устанавливала административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно постановлению должностного лица основанием возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось выявленное по результатам административного расследования не принятие достаточных мер для установления лимитов на размещение отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт NN 1, 2, 3 НШУ "Яреганефть".
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охран окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 39 указанного закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрена обязанность юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 18 названного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённого приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическим указаниями, утверждёнными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для:
накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
использования и/или обезвреживания.
Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Республике Коми, заместителем начальника отдела надзора за земельными ресурсами, экологического надзора в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельностью Управления Росприроднадзора по Республике Коми Болотова К.Г. от 24 января 2019 года N 04-71/2018 ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей за то, что осуществляло деятельность по размещению и хранению отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт NN 1, 2, 3 НШУ "Яреганефть".
Полагаю, что с учётом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что несоблюдение экологических требований с отходами производства и потребления было выявлено в результате проведения административного расследования на основании поступившей информации УФСБ, имеет место фактически повторное привлечение к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Федеральным законом от 17 июня 2019 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в названный кодекс, в частности статья 8.2 изложена в новой редакции, и состоит из 12 частей.
На момент совершения правонарушения и вынесения постановления по делу, статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состояла из одной части, и, соответственно, любые действия (бездействия) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, квалифицировалось по указанной статье.
Поскольку как осуществление деятельности по размещению и хранению отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт NN 1, 2, 3 НШУ "Яреганефть", так и не принятие достаточных мер для установления лимитов на размещение отходов 3 и 4 класса опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт NN 1, 2, 3 НШУ "Яреганефть" образовывало состав правонарушения, предусмотренный статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 17 июня 2019 года, все эти действия подлежали единой квалификации.
Учитывая наличие вынесенного и вступившего в силу постановления от 24 января 2019 года N 04-71/2018 дополнительное привлечение ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках настоящего дела по существу является повторным наказанием общества за одно и то же административное правонарушение.
При указанных обстоятельствах, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи городского суда подлежат отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Линникова А.В. удовлетворить.
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Республике Коми, заместителем начальника отдела надзора за земельными ресурсами, экологического надзора в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельностью Управления Росприроднадзора по Республике Коми Болотова К.Г. от 02 апреля 2019 года N 04-04/2019 и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 20 мая 2019 года, вынесенные в отношении юридического лица - ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить.
Судья - В.М. Соболев
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.