Финансово-экономическое обоснование
"Обоснование разработки проекта федерального закона
"О газоснабжении в Российской Федерации"
Подготовка законопроекта осуществлена с целью реализации статьи 71 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что к числу предметов ведения Российской Федерации относятся федеральные энергетические системы, в состав которых входит и система газоснабжения.
Законопроект позволяет развить и конкретизировать применительно к особенностям газоснабжения положения Гражданского Кодекса Российской Федерации, Законов Российской Федерации "О недрах", "О естественных монополиях", "Об энергоснабжении", других законов, а также целого ряда нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отраслей топливно-энергетического комплекса.
Поскольку газоснабжение потребителей России является важнейшей сферой жизнедеятельности государства принятие законопроекта даст возможность в концентрированном виде сформулировать основополагающие принципы государственной политики в этой сфере, включая основы государственного регулирования газоснабжения в России на федеральном и региональном уровнях.
Одним из направлений этой политики предусматривается развитие газоснабжения для улучшения условий жизни населения и эффективного функционирования экономики. Это соответствует Энергетической стратегии России, которая определяет, что опережающее развитие газовой промышленности является наиболее приоритетным путем развития энергетики в целом, поскольку запасы нефти истощаются, для увеличения добычи угля требуются огромные инвестиции, а развитие ядерной энергетики в ближайшие годы не решает проблемы энергообеспечения страны.
В прошлом делался акцент на поставки газа крупным городам. В результате сложилась ситуация, когда многие регионы, особенно в сельской местности, не газифицированы. Сейчас расширение газификации является важнейшей задачей государственной политики в деле повышения уровня жизни населения. Эта задача отражена в статье 5 Законопроекта.
Проектом предусмотрено законодательно закрепить, принятое Государственной Думой решение о недопустимости разрушения единой системы газоснабжения потребителей России (постановление Государственной Думы "О мерах по дальнейшему развитию газовой промышленности" от 11.04.97 N 1321-П ГД). Эта система включает в себя 69 действующих газовых и газоконденсатных месторождений, около 150 тыс.км магистральных газопроводов с установленными на них компрессорными станциями суммарной мощностью более 40 млн.кВт, 21 подземное хранилище газа, 6 газоперерабатывающих заводов и 3400 распределительных станций.
Система формировалась, как единый организационно-технологический комплекс, в ней заложены возможности маневрирования потоками газа, что повышает надежность поставок газа. Дробление этого комплекса привело бы к утрате системных резервов, серьезным сбоям поставок газа и в конечном итоге утрате энергетической безопасности страны.
В законопроекте реализуется принцип единого диспетчерского и технологического управления всеми объектами, подключенными к ЕСГ, независимо от того, чьей собственностью они являются. Добыча, транспорт и поставки газа технологически взаимосвязаны, изменение параметров в одном звене приводит к их изменению по всей технологической цепочке. Поэтому в условиях, когда проявляются независимые поставщики газа, крайне важно поддержание оптимального режима работы системы в целом.
Законодательное регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации газопроводов способствует обеспечению безопасной эксплуатации ЕСГ и устранению рисков, связанных с незаконным строительством объектов в охранных зонах, с препятствиями к доступу на газопроводы ремонтных служб и т.д.
Предусмотренные в законопроекте основы экономических взаимоотношений в области газоснабжения обеспечивают установление принципов государственной ценовой политики в этой области, определения акцизов на газ, государственного регулирования цен на газ, а также гарантий оплаты газа и услуг по его транспортировке.
В целом принятие законопроекта позволит решить назревшую проблему определения и урегулирования правовых, экономических и организационных основ во всей совокупности отношений субъектов, участвующих в газоснабжении страны.
Введение в действие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов и потерь федерального бюджета и бюджетов других уровней, а также изменение сложившейся системы расчетов за газ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.