Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К.
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Максимовой Галины Сергеевны на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 21 июня 2019 года, которым в удовлетворении административного иска Максимовой Г.С. отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца и ее представителя, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Министерства здравоохранения РТ и Министерства финансов РТ, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Максимова Г.С. обратилась в суд с административным иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить бесплатно лекарственными препаратами.
В обоснование указала, что она инвалид II группы. В августе 2018 года проходила обследование в ФГБУ "Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева" Министерства здравоохранения Российской Федерации, где установлен диагноз: "данные изъяты". "данные изъяты". ВПС: "данные изъяты". При выписке был рекомендован по жизненным показаниям препарат Траклир (Бозентан). Протоколом врачебного консилиума ФГАОУ ВО МСЧ КФУ от 23 августа 2018 года постановлено подать документы пациентки в реестр больных с легочной гипертензией для решения вопроса о назначении Бозентана, до рассмотрения заявки в реестр больных с легочной гипертензией рекомендован Силденафил. Она обратилась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить её жизненно необходимым препаратом Траклир (Бозентан).
В письменных ответах Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 6 сентября 2018 года... и от 11 сентября 2018 года... указано на то, что препарат Траклир (Бозентан) не входит в льготные перечни для обеспечения федеральных и региональных льготников и не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Административный истец считает, что отказ (бездействие) административного ответчика нарушает её права, просила признать отказ (бездействие) Министерства здравоохранения Республики Татарстан в льготном обеспечении лекарственным препаратом незаконным и нарушающим ее права, обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить препаратом Траклир (Бозентан) в соответствии с медицинскими показаниями.
Ответчик иск не признал.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе Максимова Г.С. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как определено ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон), каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В связи с положениями ст. 6.1, 6.2 и 6.7. Федерального закона "О государственной социальной помощи", инвалиды отнесены к категории граждан, подлежащих лекарственному обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственные препараты.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2017 года N 1084 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, которой предусмотрено, что за счет средств бюджета Республики Татарстан осуществляется финансовое обеспечение:
граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Однако в перечень редких (орфанных) заболеваний включена легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная), диагноз высокая легочная гипертензия не включена в перечень редких (орфанных) заболеваний.
При таких обстоятельствах истица не может быть отнесена к категории лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Согласно ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Подобный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 2738-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Препарат бозентан входит лишь в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и не входит в перечень препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В соответствии с положением ч. 5 ст. 37 Закона, назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В стандарт лечения установленного у истца заболевания, утвержденный Приказом Минздрава России от 24 декабря 2012 года N 1446н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии", рассматриваемый препарат Траклир (Бозентан) входит.
При наличии медицинских показаний препарат подлежит назначению врачебной комиссией соответствующего лечебного учреждения, оказывающего медицинскую помощь.
Согласно ч. 2 ст. 70 Закона, лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона, врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
В соответствии с положение п. 27 и 36 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н, по решению врачебной комиссии пациентам при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях назначаются лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Не допускается выписывание рецептов на лекарственные препараты для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, медицинскими работниками санаторно-курортных организаций, медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь стационарно или в условиях дневного стационара, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 настоящего Порядка.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Закона, консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что Максимова Г.С. является инвалидом II группы, что подтверждается справкой медико-социальной экспертизы.
Из выписного эпикриза ФГБУ "Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева" Министерства здравоохранения Российской Федерации (л.д. 6) следует, что в период с 1 по 6 августа 2018 года Максимова Г.С. проходила стационарное лечение в указанной организации, ей поставлен диагноз: "данные изъяты" "данные изъяты" При выписке был рекомендован по жизненным показаниям препарат Траклир (Бозентан).
По месту жительства Максимова Г.С. амбулаторно наблюдается в ФГАОУ ВО МСЧ КФУ, где заключением консилиума врачей от 23 августа 2018 года постановлено подать документы пациентки в реестр больных с легочной гипертензией для решения вопроса о назначении Бозентана, до рассмотрения заявки в реестр больных с легочной гипертензией рекомендован Силденафил.
22 марта 2019 года врачебной комиссией ФГАОУ ВО МСЧ КФУ было принято решение "заполнить форму... для получения препарата "Бозентан" Максимовой Г.С." (л.д. 127).
6 сентября 2018 года и 11 сентября 2018 года МЗ РТ в письменном ответе на обращение Максимовой Г.С. ответчик указал на то, что препарат Траклир (Бозентан) не входит в льготные перечни для обеспечения федеральных и региональных льготников и не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Препарат Траклир (Бозентан) рекомендован истцу к применению консилиумом врачей стационарного учреждения.
Консилиум врачей не обладает полномочиями по назначению лекарственных препаратов. Целью подобного совещания является оценка состояние пациента и определение тактики лечения пациента данным учреждением.
Заключениями врачебных комиссий ФГАОУ ВО МСЧ КФУ, представленными суду, истцу не назначен препарат "Бозентан" по жизненным показаниям, а лишь решено обратиться о её включении в реестр лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями для получения данного препарата.
На момент рассмотрения дела Максимова Г.С. в такой реестр не включена.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что решение врачебной комиссии по установленной форме о назначении истцу препарата "Бозентан" по жизненным показаниям отсутствует, само заболевание в перечне орфанных заболеваний не значится.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна.
Доводы апелляционной жалобы Максимовой Г.С. не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 21 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Максимовой Галины Сергеевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.