Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Агина В.В, Шидаковой О.А.
при секретаре Оплачко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никишовой Веры Петровны к отделению N 5 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым, Управлению ГИБДД МВД по Республике Крым о признании незаконным бездействия
по апелляционной жалобе Никишовой Веры Петровны на решение Сакского районного суда Республики Крым от 26 апреля 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения административного истца Никишовой В. П, её представителя Горина В.Г, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Никишова В.В. обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Управления ГИБДД МВД по Республике Крым в лице Отделения N 5 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым, отказавшего в регистрации автомобиля CHERY E5, цвет ЕТ бронза, кузов N N, двигатель N N, 20 января 2014 года выпуска, изложенном в уведомлении отделения N 5 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым от 22 февраля 2019 года N 29-Н, обязать ответчика осуществить необходимые регистрационные действия указанного транспортного средства, и выдать на имя Никишовой В.П. паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства.
Исковые требования мотивированы тем, что Никишова В.П. обратилась к ответчику с заявлением о регистрации принадлежащего её автомобиля CHERY E5, выдаче свидетельства о регистрации транспортного средства, государственных регистрационных знаков, паспорта транспортного средства, предоставив все необходимые документы. 7 марта 2019 года Никишова В.П. получила уведомление ответчика от 22 февраля 2019 года N 29-Н, в котором ей отказано в удовлетворении её заявления, со ссылкой на то, что "справка-счёт серии BIA N, выданная ПАО "Таврия-Авто" 22 апреля 2014 года, в соответствии с пунктом 15.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого Приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605, не является документом, удостоверяющим право собственности на транспортное средство, а также содержит недостоверные сведения в части информации о месте регистрации и данных о паспорте гражданина Российской Федерации; регистрация автомобиля в подразделениях ГИБДД Республики Крым возможна после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов в таможенных органах, в том числе паспорта транспортного средства". Считает, что нарушено её право на свободное пользование и распоряжение её имуществом.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 26 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Никишова В.П. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования иска в полном объёме. Указывает на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании административный истец Никишова В. П. и её представитель Горин В.Г, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объёме, просили решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие административных ответчиков, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено, что 16 апреля 2014 года Никишова В.П. купила у ООО "Таврия-Авто" автомобиль, что подтверждается договором N 114015-4157/4 купли-продажи автомобиля.
Из текста Спецификации, приложения N 1 к договору купли-продажи автомобиля N 114015-4157/4 от 16 апреля 2014 года следует, что Никишова В.П. купила у ООО "Таврия-Авто" автомобиль CHERY E5, цвет ЕТ бронза, кузов N N, двигатель N N, 20 января 2014 года выпуска.
Согласно акту приёма-передачи автомобиля от 22 апреля 2014 года N hk25180663 Никишова В.П. приняла указанный автомобиль.
Во исполнение подпункта 4.1.1 пункта 4.1 договора купли-продажи автомобиля от 16 апреля 2014 года N 114015-4157/4 Никишовой В.П. выдана справка-счёт от 22 апреля 2014 года.
15 февраля 2019 года Никишова В.П. обратилась к начальнику Отделения N 5 МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Крым с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль CHERY E5, цвет ЕТ бронза, кузов N N, двигатель N N, 20 января 2014 года выпуска, свидетельства о регистрации на указанный автомобиль с присвоением и выдачей государственных регистрационных знаков, предоставив все указанные выше документы.
По результатам рассмотрения указанного заявления Никишовой В.П. направлен ответ от 22 февраля 2019 года N 29-Н, из которого следует что, согласно которого заявителю сообщено, что справка-счёт серии BIA N, выданная ПАО "Таврия-Авто" 22 апреля 2014 года не является документом, удостоверяющим право собственности на транспортное средство автомобиль CHERY E5, цвет ЕТ бронза, кузов N N, двигатель N N, 20 января 2014 года выпуска, а также содержит недостоверные сведения в части информации о месте регистрации и данных паспорта заявителя. Кроме того, указано, что так как указанный автомобиль приобретён после 18 марта 2014 года, его регистрация в подразделениях ГИБДД Республики Крым возможна после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов в таможенных органах, в том числе паспорта транспортного средства.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований административного истца, суд первой инстанции пришёл к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия административного ответчика, отказавшего в регистрации автомобиля, не имеется, с чем соглашается судебная коллегия.
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приказ МВД России от 26 июня 2018 года N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России", Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённый Приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно пункту 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённого Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
Выдача таможенными органами паспортов транспортных средств является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.
Таможенными органами, уполномоченными Федеральной таможенной службой, паспорта транспортных средств выдаются на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.
Наличие паспортов транспортных средств, оформленных в порядке, установленном главой II названного положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, определён пунктом 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого Приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605, согласно подпункта 15.4.1, которого, подлежат представлению документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств).
В соответствие с пунктом 24 указанного Административного регламента: государственная услуга не представляется при представлении документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
С учётом изложенного, справка-счёт серии BIA N, выданная ПАО "Таврия-Авто" 22 апреля 2014 года, в соответствии с пунктом 15.4 Административного регламента, не является документом, удостоверяющим право собственности на транспортное средство.
Кроме того, учитывая, что автомобиль CHERY E5, цвет ЕТ бронза, кузов N N, двигатель N N, 20 января 2014 года выпуска приобретён после 18 марта 2014 года, его регистрация возможна в органах ГИБДД лишь после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспорта транспортного средства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в иске, так как правовые основания для регистрации транспортного средства у административного ответчика отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 26 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никишовой Веры Петровны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: В.В. Агин
О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.