Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ПАО "Южные электрические сети" филиала Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"" "Комиэнерго" Денерта Э.А. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. N "Номер обезличен" от 25 апреля 2019 года и решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 31 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада",
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. N "Номер обезличен" от 25 апреля 2019 года Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее по тексту - ПАО "МРСК Северо-Запада") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, представитель юридического лица ПАО "МРСК Северо-Запада" Верещагин П.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.
Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 мая 2019 года жалоба ПАО "МРСК Северо-Запада" направлена по подсудности для рассмотрения по существу в Прилузский районный суд Республики Коми.
Определением судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 22 мая 2019 года дело по жалобе ПАО "МРСК Северо-Запада" принято к производству суда.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Прилузского районного суда Республики Коми 31 мая 2019 постановлено решение, которым постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Находя незаконными вынесенные по делу об административном правонарушении постановление должностного лица административного органа и судебное решение, ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице законного представителя Денерта Э.А. ПО "Южные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" Комиэнерго" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой в которой, не оспаривая наличия в действиях лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, состава вмененного административного правонарушения, просят признать административное правонарушение малозначительным, либо назначить наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией вмененного правонарушения в размере 50 000 рублей.
Лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, ПАО "МРСК Северо-Запада" своего представителя в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми при рассмотрении жалобы на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не направило; должностное лицо административного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - начальник отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместитель главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипов А.И. в судебное заседание не явилось Участник производства по делу об административном правонарушении и должностное лицо надзорного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, нахожу возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признается.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Постановлением Правительства Республики Коми от 10 апреля 2018года N 188 на территории Республики Коми с 27 апреля 2018 года установлено начало пожароопасного сезона, который Постановлением Правительства Республики Коми от 27 сентября 2018 года N 424 определено считать оконченным.
Установлено, что собственником линейного объекта ВЛ-110кВ N "Номер обезличен" "... "... участкового лесничества ГУ "... лесничество" является ПАО "МРСК Северо-Запада".
В ходе проведения планового (рейдового) осмотра и обследования лесного участка лесного фонда на основании плана проведения плановых осмотров лесных участков, утвержденного главным лесничим - руководителем ГУ "... лесничество" от 28 июня 2018 года лесничим, страшим государственным инспектором по охране леса, руководителем... участкового лесничества ФИО7 03 июля 2018 года и 03 сентября 2018 года в деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" выявлены нарушения пунктов 16, 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, выразившихся в оставлении в квартале "Номер обезличен" выдела "Номер обезличен" и "Номер обезличен" на площади 9,82 гектар и квартала "Номер обезличен" выдел "Номер обезличен" на площади 1,98 гектара... участкового лесничества ГУ "... лесничество" порубочных остатков и других горючих материалов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, в не очистке мест рубок от порубочных остатков, в оставлении древесины на местах рубок на период пожароопасного сезона не очищенной от сучьев, не уложенной плотно на землю, не отделенной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Статьей 99 Лесного кодекса РФ определено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 8 приказа Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляется: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу пункта 19 указанных Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктами 34, 35 названных Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" горючие вещества - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах ПАО "МРСК Северо-Запада" в результате содержания линейного объекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; приказом "О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований от 28 июня 2018 года; графиком проведения плановых рейдовых осмотров лесных участков на территории ГУ "... лесничество"; плановым (рейдовым) заданием на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков от 28 июня 2018 года; актом осмотра, обследования лесного участка от 03 июля 2018 года; актом о лесонарушении; приказом о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований от 30 августа 2018 года; плановым (рейдовым) заданием на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков от 30 августа 2018 года; актом осмотра, обследования лесного участка от 03 сентября 2018 года; актом о лесонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ, и другими материалами дела.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При исследовании в порядке статьи 2.1 КоАП РФ вопроса о наличии вины ПАО "МРСК Северо-Запада" в совершении правонарушения, доказательств, указывающих на принятие обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности не установлено.
Допущенное обществом нарушение правил пожарной безопасности в лесах установлено и образует состав вмененного правонарушения.
Оценивая заявленные законным представителем ПАО "МРСК Северо-Запада" основания для снижения размера штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, признаю несостоятельными.
Ненадлежащее исполнение ПАО "МРСК Северо-Запада" установленной обязанности, на что правомерно указано судьей, рассмотревшим жалобы и, как следствие, не проведение обязательных работ в установленный срок, повлекли нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности. Доказательств невозможности соблюдения обществом норм лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Допущенное обществом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований лесного законодательства.
Ненаступление вредных последствий не является исключительным обстоятельством, и должно оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения, поскольку объектом посягательства является нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении на просеках, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона горючих материалов, как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде угрозы негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении указанных правил.
Административное наказание назначено ПАО "МРСК Северо-Запада" с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие ПАО "МРСК Северо-Запада" возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих и наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание, назначенное должностным лицом административного органа, применено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ.
Учитывая характер выявленных нарушений, посягающих на установленный действующим законодательством порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности, выявленный факт нарушения требований пожарной безопасности в лесах, представляющий угрозу жизни и здоровью людей, угрозу негативного воздействия на окружающую среду не может быть признан малозначительным.
Постановление о привлечении ПАО "МРСК Северо-Запада" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы также не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. N "Номер обезличен" от 25 апреля 2019 года и решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 31 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" оставить без изменения, жалобу директора ПАО "Южные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада"" "Комиэнерго" Денерта Э.А. - без удовлетворения.
Судья И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.