Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой А.В,
рассмотрев 31 июля 2019 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобы государственного инспектора отдела Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Филитова А.Н. и исполнительного директора ООО "Усинская Тепловая Компания" Гнездило В.С. на решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Усинская Тепловая Компания",
установил:
постановлением государственного инспектора Усинского территориального отдела Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Филитова А.Н. N "Номер обезличен" от 12 апреля 2019 года ООО "Усинская Тепловая Компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица надзорного органа, исполнительный директор ООО "Усинская Тепловая Компания" Гнездило В.С, обратился в Усинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Усинского городского суда Республики Коми 24 июня 2019 года постановлено решение, которым жалоба ООО "Усинская Теплова Компания" на постановление государственного инспектора Усинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Филитова А.Н. N "Номер обезличен" от 12 апреля 2019 года удовлетворена частично; постановление государственного инспектора Усинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Филитова А.Н. N "Номер обезличен" от 12 апреля 2019 года о привлечении ООО "Усинская Тепловая Компания" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ изменено, исключено из него указание на нарушение ООО "Усинская Тепловая Компания" подпункта "а", подпункта "с" пункта 5 "Положений о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности". Снижено ООО "Усинская Тепловая Компания" назначенное должностным лицом за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа до 100 000 рублей. В остальной части постановление государственного инспектора Усинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Филитова А.Н. N "Номер обезличен" от 12 апреля 2019 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Оспаривая законность вынесенных по делу постановления должностного лица юрисдикционного органа и судебного решения, ООО "Усинская Тепловая Компания" в лице исполнительного директора, обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, считая их незаконными в части установления нарушения юридическим лицом требований законодательства в области промышленной безопасности, выразившегося в отсутствии утвержденной проектной документации либо обоснования безопасности опасного производственного объекта, установленных стационарных паровых котлов в котельных N 7 и N 10. Просят изменить постановление административного органа и решение судьи городского суда, исключив из них указания на нарушение обществом подпункта "у" пункта 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности".
Должностное лицо административного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении в адресованной Верховному Суду Республике Коми жалобе выражает несогласие с постановленным по делу решением судьи, в части вывода об отсутствии в действиях ООО "Усинская Тепловая Компания" нарушений подпункта "а" пункта 5 "Положений о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", указывая на наличие в действиях (бездействии) юридического лица описанного нарушения.
В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми при рассмотрении жалобы на решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, представитель Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Бебякина Л.М. поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила решение судьи городского суда отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение.
Представитель ООО "Усинская Тепловая Компания" Парфёнов Т.Н, уполномоченной доверенностью, в судебном заседании Верховного Суда Республики Коми доводы, приведенные в жалобе, поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалоб, выслушав явившихся по делу лиц, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективную сторону деяния, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, при этом наступления последствий не требуется.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения плановой выездной проверки ООО "Усинская Тепловая Компания" в период с 01 марта по 29 марта 2019 года в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Печорского управления Ростехнадзора Ветошкина В.Н. N "Номер обезличен" от 21 февраля 2019 года при эксплуатации опасных производственных объектов:
- Группа котельных III класса опасности, расположенного по адресу: Центральная водогрейная котельная, "Адрес обезличен"; Котельная N "Номер обезличен" ( "Адрес обезличен"); Котельная N "Номер обезличен"МО ГО "Усинск", "Адрес обезличен"); Котельная N "Номер обезличен" (МО ГО "Усинск", "Адрес обезличен"); Котельная N "Номер обезличен" (МО ГО "Усинск", "Адрес обезличен"); Котельная N "Номер обезличен" (МО ГО "Усинск", "Адрес обезличен");
- Площадка хранения мазутного топлива? III класса опасности, расположенного по адресу: "Адрес обезличен";
- Сеть газопотребления предприятия, III класса опасности, расположенного по адресу: "Адрес обезличен";
- Участок трубопроводов тепловой сети, III класса опасности, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", район тепловых сетей, были выявлены нарушения лицензионных требований, а именно:
- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпункта "а" пункта 5 "Положений о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492 (ред. от 16 февраля 2019 года), земельный участок, на котором расположен участок трубопровода тепловой сети III класса опасности, расположенный на территории г. Усинска РК, не принадлежит ООО "УТК" на праве собственности или ином законном основании;
- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпункта "б" пункта 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", подпункта 2 пункта 27, пункта 28 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года N 538, допускается эксплуатация участков тепловых сетей с нарушением условий, указанных в заключении экспертизы промышленной безопасности N "Номер обезличен" от 22 декабря 2016 года, а именно: - Участок трубопроводов тепловой сети, III класса опасности: провести до ноября 2018 года ремонт или замену участков тепловой сети от ТК "Номер обезличен" до "Адрес обезличен", от ТК "Номер обезличен" до ТК "Номер обезличен" ( "Адрес обезличен"), от ТК "Номер обезличен" до ТК "Номер обезличен" "Адрес обезличен", т/с от ТК "Номер обезличен" до ТК "Номер обезличен" ( "Адрес обезличен"), от ТК "Номер обезличен" до ТК "Номер обезличен" ул. "Адрес обезличен", т/с от ТК "Номер обезличен" до "Адрес обезличен", от ТК "Номер обезличен" до ТК "Номер обезличен" ( "Адрес обезличен"), от ТК "Номер обезличен" до ТК "Номер обезличен" ( "Адрес обезличен"), от ТК "Номер обезличен" до д/ сада N "Номер обезличен", от ТК "Номер обезличен" до "Адрес обезличен", от ТК "Номер обезличен" до "Адрес обезличен", т/с от ТК "Номер обезличен" до "Адрес обезличен", т/с от ТК "Номер обезличен" до "Адрес обезличен", от ТК "Номер обезличен" до "Адрес обезличен"(подвал), т/с ТК "Номер обезличен" до "Адрес обезличен", от ТК "Номер обезличен" до "Адрес обезличен", от ТК "Номер обезличен" до ТК "Номер обезличен" ( "Адрес обезличен"), от ТК "Номер обезличен" "Адрес обезличен" (школа N "Номер обезличен");
- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпункта "с" пункта 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" отсутствуют (не созданы) резервы финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварии;
- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпункта "у" пункта 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", пункта 16 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года N 116, в отсутствие утвержденной проектной документации либо обоснование безопасности опасного производственного объекта установлены стационарные паровые котлы в котельных N "Номер обезличен",расположенный по адресу: "Адрес обезличен", расположенный по адресу: "Адрес обезличен".
Судья городского суда, рассматривая дело об административном правонарушении, признал обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении в части нарушения ООО "Усинская Тепловая Компания" подпункта "а", выразившегося в том, что земельный участок, на котором расположен участок трубопровода тепловой сети III класса опасности, расположенный на территории г. Усинска Республики Коми не принадлежит ООО "Усинская Тепловая Компания" на праве собственности или ином законом основании, а также подпункта "с" пункта 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", выразившегося в отсутствии (не создании) резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварии, не доказанными и подлежащими исключению из мотивировочной части постановления, а также счел необходимым снизить наказание до 100 000 рублей.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом анализа норм в области промышленной безопасности, считаю выводы судьи в части исключения из вмененных нарушений обществом требований подпункта "а" пункта 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" основанными на неверном толковании, применяемого в данном деле законодательства.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении объект - участок трубопроводов тепловой сети зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов 13 мая 2009 года N "Номер обезличен", класс опасности III.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Закон N 116-ФЗ).
Согласно его статье 2 и приложению 1 к категории опасных производственных объектов относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ).
В пункте 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ закреплено, что лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Пунктом 8 статьи Закона N 99-ФЗ установлено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Пунктом 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492 определены лицензионные требования к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, где в подпункте "а" указано требование о наличии на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах.
Отсутствие документов, подтверждающих соблюдение лицензиатом подпункта "а" пункта 5 вышеуказанного Положения, а также непредставление данных документов лицензирующему органу (в данном случае - Ростехнадзору), расценено административным органом, как нарушение действующего законодательства в области промышленной безопасности.
Вывод судьи городского суда в обоснование отсутствия в действиях юридического лица нарушения подпункта "а" пункта 5 вышеупомянутого Положения на положения пункта 5 приложения N 1 к постановлению Правительства Республики Коми от 17 марта 2015 года N 116 "Об установлении иных случаев (за исключением установленных Градостроительным кодексом РФ, нормативно-правовыми актами Правительства РФ), когда получение разрешения на строительство на территории Республики Коми не требуется" следует признать ошибочным.
Из пункта 5 приведенного судом приложения N 1 к постановлению Правительства Республики Коми от 17 марта 2015 года следует, что получение разрешения на строительство на территории Республики Коми не требуется при строительстве, реконструкции в границах муниципального образования внутриквартальных тепловых сетей диаметром до 300 миллиметров с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия от мест присоединения к тепловым камерам до объектов капитального строительства с целью технологического присоединения.
Вместе с тем, рассматриваемый объект - участок трубопроводов тепловой сети согласно критериям, установленным подпунктом "б" пункта 2 Приложения N 1 Закона N 116 является опасным производственным объектом, где характеризующим данный объект является нагрев температуры воды более 115 градусов Цельсия.
Кроме того, из буквального толкования указанного нормативно-правового акта субъекта РФ следует, что речь идет о получении разрешения на строительство при строительстве и реконструкции тепловых сетей.
Таким образом, данный нормативно-правовой акт Республики Коми к опасному производственному объекту - участок трубопроводов тепловой сети не применим.
При изложенных обстоятельствах, в рассматриваемом случае судьей нижестоящей инстанции не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все собранные доказательства по делу в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, не дана надлежащая и правильная оценка обоснованным доводам представителя административного органа в приведенной выше части, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, определены неверно, не проанализировано содержание норм законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения, и не дана им надлежащая правовая оценка, что не позволяет рассматривать вынесенное решение как законное и обоснованное.
Институт пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст. ст. 30.1 - 30.10 КоАП РФ) основан на положениях Конституции РФ, а именно статьи 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (ч. 4) и 17 (ч. 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать не вступившие в законную силу судебные акты.
В этих целях суд наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Указанные нарушения судом первой инстанции процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ являются существенными процессуальными нарушениями, которые искажают саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми не истек предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, то дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором судье необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы, участвующих в деле лиц и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В связи с отменой постановления судьи по указанным основаниям суд не входит в обсуждение доводов жалобы ООО "Усинская тепловая компания", поскольку они подлежат оценке судьей городского суда при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 24 июня 2019 года, принятое по результатам рассмотрения жалобы ООО "Усинская Тепловая Компания" на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Усинская Тепловая Компания" отменить, направить материалы дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.