Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Поповой О.К., рассмотрев 14 августа 2019 года в г. Сыктывкаре жалобу представителя ООО "Лукойл-Коми" Линникова А.В. на решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 04 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении ООО "Лукойл-Коми",
установил:
постановлением заместителя министра, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Шевелева С.В. N "Номер обезличен" от 29 октября 2018 года ООО "Лукойл-Коми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО "Лукойл-Коми" обратился в суд с жалобой, по результатам рассмотрения которой судьей вынесено решение о законности вынесенного постановления должностного лица.
В жалобе, адресованной Верховному Суду Республики Коми, представитель ООО "Лукойл-Коми" Линников А.В. просит об отмене состоявшегося по делу решения судьи по жалобе как незаконного, принятого без учета всех обстоятельств по делу. Заявитель указывает на пропуск срока привлечения Общества к административной ответственности, отсутствие доказательств наличия в действиях ООО "Лукойл-Коми" состава вмененного административного правонарушения. По мнению представителя Общества в данном случае факта разлития технической воды для вывода о совершении Обществом вмененного правонарушения недостаточно, доказательств, в подтверждение загрязнения лесов материалы дела не содержат.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО "Лукойл-Коми" Паншина М.Н, оснований для отмены решения судьи не усматриваю.
Часть 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Из обстоятельств дела, постановления должностного лица следует, что основанием возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения ООО "Лукойл-Коми" к административной ответственности явилось допущенное Обществом при осуществлении своей деятельности использование лесов с нарушением пункта 14 (1), пункта 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, выразившееся в загрязнении участка земель лесного фонда и ухудшении качественных характеристик лесного участка, технической водой с буровым раствором, в результате образования грифона в кв.... выд..,..,..,... участкового лесничества ГУ "... лесничество".
Событие вмененного административного правонарушения заявителем жалобы не оспаривалось.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнений и иного негативного воздействия.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 4 названного Федерального закона "Об охране окружающей среды" земли, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Частью 2 статьи 46 указанного Федерального закона установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607 в Правилах Санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с установленным пунктом 14 Правил порядком, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 25 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 99 Лесного Кодекса Российской Федерации и пунктом 43 вышеназванных Правил лица, допустившие нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из требований приведенных положений, при эксплуатации на территории лесов опасных производственных объектов (статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), уполномоченным лицом должно было быть обеспечено надлежащее, обеспечивающее санитарное состояние, использование выделенных земельных участков как подлежащих защите.
Принимая решение о законности привлечения Общества к административной ответственности, суд исходил из того, что ООО "Лукойл-Коми", являясь на основании заключенного с Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми договора от 27 марта 2009 года N "Номер обезличен" арендатором участка земли лесного фонда для размещения объектов нефтедобычи... месторождения, является лицом, ответственным за обеспечение на выделенных участках санитарной безопасности и, при ее необеспечении, подлежит административной ответственности.
Выводы судьи, рассмотревшего жалобу на постановление должностного лица, отвечают требованиям закона, согласуются с установленными обстоятельствами и являются верными.
Факт разлития на территории выделенного заявителю лесного участка вредных веществ, оказывающих негативное воздействие на леса, установлен и нашел свое подтверждение в материалах дела.
Из акта обследования территории скважины N "Номер обезличен" от 03 июля 2018 года следует, что выявленный в результате стока технической воды нанос грунта, предположительно буровой раствор на почвенный слой, помимо следов потока воды, содержал локальные следы примеси нефтесодержащей жидкости, уходящих по уклону местности в лесной массив. На границе лесного массива, на поверхности образованной лужи наблюдалась нефтесодержащая жидкость с характерным запахом и наличием радужной пленки, присутствуют следы проведения работ по сбору нефтесодержащей жидкости (на краю канавы лежат лопаты со следами нефтесодержащей жидкости).Обществу по результатам выявления происшествия были даны рекомендации по проведению зачистки канавы у границы лесного массива по пути стока технической воды от куста скважин "Номер обезличен" куста от нефтесодержащей жидкости, локальных следов нефтесодержащей жидкости, бурового раствора по стоку. Возражений относительно перечня работ, исходя из характера разлива жидкости, представителем Общества при подписании акта не высказано.
Из материалов дела также следует, что на основании распоряжения председателя комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации от 16 июля 2018 года N "Номер обезличен" была организована комиссия по приёмке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель на территории МО ГО "Усинск" после проведения восстановительных работ на предмет проверки завершения работ по зачистке локальных следов нефтесодержащей жидкости. Из акта проверки от 23 июля 2018 года усматривается, что рельеф местности по следам стока технической воды от локальных примесей нефтесодержащей жидкости зачищен, канава на границе лесного массива от нефтесодержащей жидкости зачищена и обработана сорбентом. Акт составлен по результатам обследования загрязненного участка в присутствии представителя ТПП "Лукойл-Усинскнефтегаз" ООО "Лукойл-Коми", подписавших акт без замечаний.
Согласно акту о лесонарушении N "Номер обезличен" от 16 июля 2018 года представитель Общества, выразив несогласие с площадью повреждения почв в результате нарушений требований лесного законодательства, причинение ущерба не оспаривал. Оставив особое мнение по акту, представитель привлекаемого лица указал, что со стороны Общества в целях недопущения дальнейшего распространения локальных примесей нефтесодержащей жидкости приняты соответствующие меры, разработан План устранения выявленных нарушений.
Представленные доказательства в совокупности с иными материалами дела получили должную оценку судом на установление их относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подробно описаны в оспариваемом решении по обстоятельствам совершения ООО "Лукойл-Коми" вмененного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы факт загрязнения лесов вредными веществами, оказывающими негативное воздействие на леса, как квалифицирующий признак административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен.
Обстоятельства произошедшей аварии, выброс пластовых вод на рельеф местности (на скважине N "Номер обезличен" обнаружен грифон системы поддержания пластового давления с выносом породы на прилегающую территорию с разливом технической воды), в которых обнаружены следы нефтесодержащей жидкости, что нашло свое подтверждение в материалах дела, указывают на правомерность выводов суда.
То, что нефть (нефтесодержащая жидкость), в силу своих физико - химических свойств, является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, является общеизвестным обстоятельством и не требует проведения дополнительных исследований, экспертиз разлитой нефтесодержащей жидкости.
Поступление в естественную экологическую систему не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, нефтепродуктов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, приводит к порче земли, лесов и как следствие нарушает взаимосвязи естественной экологической системы.
Из вышеназванного акта обследования территории скважины N "Номер обезличен" от 03 июля 2018 года следует, что в местах стока технической воды по лесному массиву наблюдается усыхание деревьев, а именно пожелтевшая листва, осыпавшаяся хвоя.
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Как следует из представленного в материалах дела технического отчета по результатам инженерно-экологических изысканий "Номер обезличен" том 2 (Проект рекультивация земельного участка в районе скв. "Номер обезличен"... месторождения ТПП "Лукойл-Усинскнефтегаз"), рассматриваемый объект представляет собой участок загрязненных пластовой водой и нефтепродуктами земель в районе скважины N "Номер обезличен", растительность на прилегающей к участку территории представлена лесными (береза, ель, ива, рябина, шиповник, голубика, мхи, лишайники), болотными (багульник, осока, хвощ, мхи, пушица, морошка, сабельник) и сегетальными (кипрей, мать-и-мачеха, злаки, репейник) сообществами.
В границах участка растительность деградирована в результате разлива пластовой воды и нефтесодержащей жидкости: наблюдается опад хвои, омертвление травянистой, кустарничковой и кустарниковой растительности, на участке загрязнения нефтесодержащей жидкостью - замазучивание стволов кустарников и деревьев (л.д.78).
В соответствии с пунктом 9 Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом.
В данном случае, факт совершения Обществом вмененного правонарушения в результате установлен и сомнений не вызывает.
Доводы жалобы, в которых заявитель указывает об истечении на дату рассмотрения дела районным судом сроков давности привлечения Общества к административной ответственности, основаны на ошибочном толковании норм права, и не могут быть приняты во внимание в качестве основания к отмене вынесенного решения суда.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Лукойл-Коми" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса, является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных решения судьи и постановления должностного лица, не допущено.
При указанных обстоятельствах, решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его изменения и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 04 июля 2019 года и постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Шевелева С.В. N "Номер обезличен" от 29 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении ООО "Лукойл-Коми", оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Лукойл-Коми" Линникова А.В. - без удовлетворения.
Судья И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.